Аджарское уравнение

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Решение Страсбургского суда об освобождении Тенгиза Асанидзе из заключения - первый случай за все эти годы, когда вмешательство международной организации во внутренние дела Грузии не только принесло нашей стране политическую пользу, но и завершилось ощутимым успехом. Само собой разумеется, имеет большое значение и тот не менее интересный факт, что это событие совпало с усилиями новой власти по отношению Аджарии. Абсолютно невразумительный комментарий Аслана Абашидзе по поводу страсбургского вердикта еще раз доказывает: лидер Аджарии пока что не выработал никакой стратегии по выходу из того положения, в которое сам себя поставил. Спектакль с вывозом Асанидзе на машинах и затем его срочным перелетом в Тбилиси только усиливает информационный нажим, которого руководство Аджарии не выдерживает (это уже видно) - и не сможет выдержать, пока не признает соответствующих правил игры. Речь идет не только о правилах игры, предложенных центральной властью, а в целом о новой системе, сформировавшейся после революции. Медиа-пространство - безусловно, неотделимая часть системы. Тем более что Аслан Абашидзе  с помощью своих "технологий" сам сделал из Тенгиза Асанидзе такого монстра, после освобождения которого, в представлении общества, сам должен сесть на его место.

Как бы то ни было, "дело Асанидзе" стало самым большим успехом центральной власти Грузии за весь период противостояния  Тбилиси и Батуми. Самое интересное, что Аслан Абашидзе, как видно, посчитался не только с европейским судом. Судя по некоторым комментариям, он мог бы проигнорировать и суд, но вердикт страсбургского суда стал очень серьезным аргументом для президента, и в Аджарии еще более усилился процесс постепенного ослабления его властной системы, остановить который Аслан Абашидзе уже не в силах. В правящей элите Аджарии уже нет единства и былой уверенности в действиях многолетнего правителя автономной республики. Аджарский истеблишмент начинает задумываться и волноваться: а сколько он может потерять в этом противостоянии. К тому же оказалось, что Тбилиси вовремя среагировал на проблему - пока она не вышла за рамки партикуляризма. Моментально были подключены и другие рычаги воздействия: представители президента в батумском порту и на таможне в Сарпи  Давид Ахалая и Василий Санодзе заявляют, что в Аджарии им ни в чем не препятствуют и они полноценно выполняют свои функции.  Это значит, что на аджарских таможнях как минимум закончилась эра демпинга. Раньше одной из главных проблем было именно привлечение грузов с помощью несправедливых таможенных тарифов. По крайней мере, если представители президента будут иметь возможность проверять всю документацию, этого можно будет избежать.

Нерешенной пока осталась главная проблема: вопрос перечисления в Тбилиси собранных в Аджарии сумм. Эти средства по-прежнему аккумулируются на месте и как их добыть, пока не очень ясно, но включение представителей президента в налаженную, как часы, систему Аслана Абашидзе рано или поздно обязательно сыграет роль "троянского коня", который непременно разрушит всю систему. Тем более что очень скоро заработает новый парламент. Он сможет принять законы, которые создадут абсолютно новую систему контроля над проходящими по аджарской территории грузами. И тогда будут не только исключены демпинговые таможенные тарифы - самим же бизнесменам будет не с руки провозить грузы по территории Аджарии, если уплаченные ими таможенные сборы не будут перечисляться в центральный бюджет.

Таким образом, центральные власти выработали уравнение отношений с режимом Аслана Абашидзе, подразумевающее постоянное его пребывание "под напряжением" (на самом деле какие бы то ни было силовые методы исключены) и в то же время активную работу с аджарским обществом (которое, к счастью, является частью грузинского) и постепенное сокращение определенного социума. И тем не менее, как бы непопулярно это ни прозвучало, эта формула все-таки оставляет Аслану Абашидзе шанс пойти на стратегический компромисс с Тбилиси - при условии, что он примет (впервые с 1991 г.) правила игры, которые уже не может устанавливать сам.

Ника Имнаишвили

Опубликовано 13 апреля 2004 года

Перевод - веб-сайт "Pankisi.info"

источник: Газета "24 часа" (Тбилиси)