Спасти офицеров ГРУ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дело о российских разведчиках - а это, по данным газеты "Время новостей", офицеры ГРУ Яблочков и Богачев, - арестованных в Катаре в середине февраля, обрастает новыми подробностями. Сразу успокоим родственников задержанных: по нашим данным, смертная казнь офицерам не грозит, хотя два из девяти пунктов обвинения вполне на нее тянут. Если приговор суда, следующее заседание которого состоится не раньше 25 апреля, и будет тяжелым, то стороны все равно договорятся о том, чтобы разведчики вернулись на родину живыми.
Но выплывшие на суде детали совершенно невероятны. Это вызывает большие сомнения в том, что эти люди виновны в убийстве 13 февраля лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева, как на том настаивает катарская прокуратура. Катарцы говорят, что убить Яндарбиева россияне, мстившие за позапрошлогодний "Норд-Ост", собирались еще 6 февраля (кстати, именно в этот день в московском метро прогремел страшный взрыв, убивший более 50 человек). Странно, но в пятницу 6 февраля Зелимхан отправился не в ту мечеть, что обычно. Не подсказал ли ему кто? Это продлило ему жизнь на неделю.
Позавчера в Дохе состоялось первое открытое судебное заседание по этому делу. Из журналистов на него попали только местные. Все они в один голос уверяют, что подсудимые - офицеры российской военной разведки. Катарские СМИ соблюли договоренности с россиянами и не стали оглашать имена обвиняемых. Но их фамилии, хотя и в искаженном виде, появились в межарабских газетах "Аль-Хайат" и "Аш-Шарк Аль-Авсат". По версии последней, это Билатчков Анатолий Владимирович и Бокчов Василий Анатольевич. Газета "Время новостей", опираясь на свои источники в российских спецслужбах, настаивает, что речь идет о Яблочкове и Богачеве. Если первый, по словам арабов, полностью отрицал свою вину, то второй признался лишь в том, что арендовал автомобиль в Катаре по поддельным документам.
Тем не менее, как объяснил вчера газете "Время новостей" осведомленный источник в спецслужбах России, выяснять фамилии не имеет смысла - те, что стоят в паспортах, все равно фальшивые. По данным нашего собеседника, эти ребята прошли Чечню и "являются офицерами 5-го управления специальных операций ГРУ", куда входит и спецназ.
Катарские газеты "Ар-Райа" и "Аш-Шарк" (последняя фактически принадлежит министру иностранных дел Катара, племяннику эмира) вчера написали, что на суде прокурор Саад Ханиф Ад-Дусри зачитал по бумажке сенсационные признания подсудимых, полученные во время дознания. Якобы "приказ об убийстве дал лично министр обороны России". А для слежки за чеченцем использовались данные с российских военных спутников. В пресс-службе Сергея Иванова это назвали "полным абсурдом". "Комментировать подобный вздор не считаю возможным", - заявил вчера агентству Интерфакс пресс-секретарь Минобороны России полковник Вячеслав Седов.
Странные показания наших военных, зачитанные (сами они это опровергли) в суде обвинителем, имеют объяснение: по нашим данным, к подсудимым применили "физическое воздействие по полной программе".
Прибыли офицеры ГРУ в Катар не для сбора аналитической информации, а, по данным катарской прокуратуры, как инженеры. Они должны были оборудовать российское посольство дополнительной системой безопасности. Дипломатических паспортов у них не было, в отличие от их "сообщника" Александра Фетисова, первого секретаря посольства, которого обменяли 24 марта на двух катарских спортсменов, задержанных 26 февраля в Москве.
Оба разведчика, судя по фотографиям из зала суда, средних лет, с аккуратными бородками, руки в наручниках. Оба в чистеньких спортивных красно-белых костюмах. Один из них брюнет, второй блондин. Появление на арабской улице человека с такой внешностью неизбежно привлекает внимание. Тем более возле городской мечети (свидетели будто бы видели, что россияне средь бела дня закладывали взрывчатку в джип Яндарбиева, пока он с сыном участвовал в пятничной молитве). Наши источники в спецслужбах России уверяют, что россияне не могли "настолько глупо закладывать взрывчатку". Наши собеседники говорят, что Яндарбиева убили "его же земляки чеченцы или черкесы, возможно, из давно проживающих на Арабском Востоке".
Но арабская пресса уверяет, что арестованные получили-таки по дипломатической почте материалы для изготовления взрывчатки. По данным газеты "Аль-Хайат", комплектующие были доставлены в Катар на машинах с дипномерами из Эмиратов и Саудовской Аравии. Но эта же газета сообщает и вовсе бредовую новость: на вилле, арендованной в Дохе россиянами, найден шпионский арсенал. Это и накладные бороды, и маски, и дистанционный взрыватель, и местные наряды. Ни один разведчик не будет хранить это дома, тем более после преступления.
Тем не менее не исключено, что какие-то действия россиян привлекли внимание катарской контрразведки, причем, как уверяют наши источники, с подачи американских спецслужб. Это американцы могли предоставить катарцам "прослушку" разговоров россиян по мобильным телефонам. Катар - союзник США. И для американцев показания офицеров ГРУ, полученные под пытками, - способ выяснить состояние российской агентурной сети на Ближнем Востоке.
Елена Супонина, Аркадий Дубнов.
Опубликовано 13 апреля 2004 года.