Грузинская демократия под угрозой?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Не прошло и месяца, как Саакашвили стал президентом Грузии, а у оппонентов нового лидера появились веские аргументы для обвинения власти. Причиной этому, считают критики, стало то, что президентская деятельность Михаила Саакашвили началась с нападок на свободу слова. Первыми, кто почувствовал на себе ежовые руки новой власти, стали журналисты газеты "Джорджиан таймс". Президент Грузии не скрывает своего отношения к этому изданию. "Не следует читать или обращать внимание на газету, у которой тираж всего 200 экземпляров", - заявил он публично. Но не только "Джорджиан таймс" попала в немилость властей. Объектом атаки стала так же телекомпания "Иберия". Речь в целом идет о фирме "Омега", которая помимо производственного потенциала имеет в своем распоряжении еще и одноименный журнал, газету "Ахали эпоха" ("Новая эпоха"), информационное агентство "Медиа-Ньюс" и ТВ "Иберия".

Грузинское журналистское сообщество, еще месяц назад активно поддержавшее реформу власти, забеспокоилось. Обратил серьезное внимание на возникшую проблему и приехавший в Грузию Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер. Он пообещал грузинским журналистам, что обсудит этот вопрос с руководством Грузии. По мнению многих лидеров общественных организаций Грузии, в стране возникла угроза установления режима личной власти одного человека. Критики Саакашвили указывают на то, что вчерашний ярый критик России, став президентом, резко изменил тон и объявил себя другом Москвы, несмотря на то, что Москва при каждом удобном случае демонстрирует свое презрение к Тбилиси.

Совершенно неожиданно для многих, после возвращения из России, Саакашвили набросился с нападками на чеченцев и выступил с откровенными антиисламскими высказываниями, угрожая всякому, кто посмеет, как он выразился, "пропагандировать ваххабизм". Эти нападки вызвали большую обеспокоенность чеченцев-кистинцев и чеченских беженцев.

Еще одна головная боль молодой грузинской демократии - предстоящие парламентские выборы. Речь идет о снижении семипроцентного барьера до 4-5. В этом случае правящая партия "националов" получает очень серьезный удар. Гроб, которым во время ноябрьских событий олицетворяли шеварднадзевскую эпоху, и которым сопровождали, чуть ли не каждый митинг, недавно преподнесли и новым властям, как символ похороненной грузинской демократии.

У критиков Саакашвили появился целый список аргументов, с которыми они выступают сегодня, обвиняя новую власть. Среди этих аргументов: безнравственная и ущербная, по их мнению, политика в отношении России; реальные опасения потери Аджарии и Джавахка; усиление военного контингента российской военной базы в Аджарии; вышвырнутые за ворота базы грузинские военнослужащие; игнорирование Москвой Грузии в абхазском вопросе; наступление на свободу слова; откровенный торг судьбами чеченцев, их похищения и убийства, оскорбления их национально-освободительного движения, оскорбление религиозных чувств.

Одним из тех, кто на своих плечах понес гроб с надписями "Пресса. Свобода. Грузия", украшенный розами, к парламентским апартаментам, был Звиад Почхуа, председатель совета редакторов медиа-холдинга "Джорджиан таймс". Звиад Почхуа ответил на некоторые вопросы "Кавказ-Центра".

- Г-н Звиад, ваша газета за несколько месяцев до "революции роз" первой опубликовала обвинительные материалы о деятельности молодежного движения "Кмара". Вы, действительно, еще тогда чувствовали, что все может обернуться вот так?

- Мы знали, что запланировано установление контроля над грузинскими СМИ. Первые признаки раздражения к любой критики в свой адрес у грузинского "революционера" проявились уже во время ноябрьских событий. А после переворота первая атака была осуществлена на журналистов "Иберия", позже на "Рустави-2", "Мзе". На этих каналах закрылись популярные программы. Звонили несколько раз и нам, предупреждая о том, что закроют и наши газеты. Таким же образом предупреждали руководство "Интер-пресс". Очень много других фактов нарушения прав журналистов, о которых журналисты боятся говорить вслух, боясь террора. Наша организация получила несколько заявок после "революции" от журналистов с просьбой помочь им найти политическое убежище в других странах. И мы этот вопрос обсуждали с международными организациями. Новое правительство уже открыто стало осуществлять репрессии. Мы не исключаем, что среди тех, кого преследует власть, есть коррумпированные элементы. Но с правовой точки зрения, пока суд не признает их виновными, нельзя делать преждевременные заявления, объявлять их врагами и преступниками. Это глупо и отдает популизмом. Подобные действия являются большой ошибкой. Совершенно неприемлемо заявление президента о том, что у него "хватит силы для всех". Что это? Угроза расправы над своими политическими оппонентами? Не будут церемониться с оппозицией? Всех несогласных будут расстреливать? В событиях вокруг "Иберии" "силовики" уже направили на людей оружие, хотя и стреляли поверх голов. Пока поверх. А что будет завтра? Они подняли оружие на тех, кто еще вчера шли рядом с ними, выбрав символом ненасильственной борьбы розу. Так же эти люди пошли сегодня к новым властям и хотели получить ответ, почему им не дают работать. Но вместо этого раздались выстрелы, пальба. Хорошо, что сегодня обошлось без жертв, но нет гарантий, что жертв не будет завтра. Если все также будет продолжаться, то символ "революции" роза станет символом диктатуры.

- По вашему мнению, США просчитывали подобное развитие ситуации в Грузии, делая ставку на Саакашвили и "национал-демократов"?

- Международные силы старались всячески поддерживать Саакашвили и его группу. Эта поддержка, на мой взгляд, была обусловлена тем, что группа Саакашвили декларировала принципы демократии, свободы слова. Но сегодня стало ясно, что в реальности эти лозунги лишь прикрывали стремление получить поддержку запада в борьбе за власть. Я считаю, что международное сообщество начинает понимать этот факт. Первым сигналом этого прозрения, можно считать действия международного пресс-института, который обратился к Саакашвили с открытым письмом, в котором подвергается серьезной критике последние события в стране. Симптоматично так же, что радио "Свобода", еще недавно приветствовавшее грузинскую "революцию", жестко критикует сегодня действия правительства Грузии. Высказывает опасения, что страна может стать диктаторской и это обернется для общества непоправимой бедой. Западные политики, как и вся Грузия, рассчитывали, что к власти придут люди, которые действительно исповедуют демократические принципы. Сегодня очевидно, что демократия в Грузии оказалась под угрозой. Вот тут, если Запад и грузинское общество проявит пассивность - это грозит катастрофой для страны. В стране, в этой ситуации, возможно все, в том числе и вооруженный конфликт, как в Аджарии, где уже раздались выстрелы во время погрома офиса организации "Наша Аджария". Возможны провокации, когда правительство потеряет контроль над ситуацией. Поэтому правительство Саакашвили должно пойти на компромисс, отказаться от своих амбиций. Не нужно стремится к режиму личной власти. Это контрпродуктивно и опасно в условиях нынешней Грузии. У новой власти и лично у Саакашвили есть шанс войти в историю Грузии, как истинные реформаторы и демократы, которые принесли стране и народу стабильность, справедливость, единство. Но если власть будет делить общество на друзей и врагов, все это может закончиться весьма печально. Еще одна опасная тенденция относительно прав беженцев. В том числе и чеченских. Наша организация работает в единой мировой сети в этом направлении, и уже опротестовала факты давления на чеченских беженцев. Опротестовали и заявление по экстрадиции чеченцев в Россию. Участвует здесь и Датский комитет по беженцам. Мы считаем необходимым создать единое мнение по этой проблеме в грузинском обществе, чтобы оказать давление на правительство, чтобы оно не допустило еще худшего в отношении беженцев, да и вообще Чечни.

Опубликовано 24 февраля 2004 года.

Автор:
источник: ИА "Kavkaz-Center"