Армения на геополитическом перепутье
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
По свидетельству американских источников, в феврале нынешнего года в столице Азербайджана состоится официальное подписание кредитного соглашения о финансировании "Основного экспортного трубопровода" (ОЭТ) по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан. До сей поры вопрос финансирования нефтепровода оставался открытым: большинство крупнейших нефтяных компаний Запада отказывалось выделить необходимые средства, ссылаясь на неслыханную дороговизну проекта (3,6 млрд. долл.), неясность источников экспортной нефти и хроническую нестабильность в Закавказье и курдских районах Турции, по которым и должен пройти трубопровод. До конца 2003 г. удалось изыскать лишь 40 процентов финансовых средств. Однако под сильным политическим давлением Вашингтона был все-таки создан международный консорциум во главе с английской компанией "Бритиш Петролеум", в результате чего акционеры ОЭТ подпишут на днях соответствующий договор с правительствами Азербайджана, Грузии и Турции. Отметим, что строительство ОЭТ, начатое в апреле 2003 г., завершится в IV квартале нынешнего года, а первый экспорт нефти планируется осуществить во II квартале 2005 г. Западный "контракт века" открывает путь прогнозируемой большой каспийской нефти не к Черному морю, а к Средиземному, то есть в обход России. В итоге Москва оказывается вытолкнутой из основной системы международных нефтяных потоков, теряя ежегодно 5 млрд. долларов. Помимо огромного экономического ущерба, Россия, что для нее опаснее всего, обретает статус геополитического аутсайдера не только в Закавказье, но и, по сути, во всем мире. Чем это может обернуться для главного стратегического партнера Армении, угадать нетрудно. Достаточно вспомнить, что нефтедоллары для России - основной источник бюджетных поступлений.
Great game
Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, как выясняется, - всего лишь экономический инструмент для достижения куда более важных и далеко не экономических целей. Ряд американских стратегов придерживается того мнения, что США недостаточно активно пользуются плодами былого великого противостояния между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком, окончившегося развалом Советского Союза. Америка, на их взгляд, может значительно развить успех, раздвинув границы своего могущества до глубин Евразии, и окончательно лишить основных геополитических соперников - в первую очередь Россию, ислам и Китай - традиционных зон влияния. Российские, европейские, азиатские и даже американские эксперты отмечают, что именно с этой целью с середины 1990-х годов в южной части постсоветского пространства развернулись события, которые у некоторых западных политологов получили условное название "Большая игра" ("Great game"). В ней участвует ряд мировых и региональных держав, которые борются, в том числе за контроль над богатыми энергоресурсами Каспийского бассейна. Более того: именно на этом участке условной шахматной доски разворачивается ныне решающее сражение между основными участниками "Большой игры" - Россией и США. Обе сверхдержавы в целом пока дразнят друг друга, всячески избегая прямой конфронтации. Но за кулисами борьба, похоже, разгорается нешуточная, причем, с переменным успехом. Если Москве удалось добиться успеха на "поле" соперника, перетянув на свою сторону бывших американских союзниц - Францию, Германию и другие западные страны, то Вашингтон усилил позиции в традиционно российских зонах - Восточной Европе и Средней Азии. В годы правления Ельцина американским стратегам казалось, что победа практически обеспечена и в скором будущем удастся возродить так называемый "шелковый путь", по которому будут двигаться товары из Европы в Азию в обход России. Но приход к власти Путина показал, что с таким выводом явно поспешили. Одним из зримых успехов новой кремлевской дипломатии стало именно восстановление роли России в качестве ключевой транзитной страны, объединяющей европейский и азиатский континенты. Большая геостратегическая игра еще очень далека до своего завершения, она только вступает во вторую фазу. Но именно здесь и должны произойти первые, настоящие столкновения между сторонами.
Грузия
Как это ни грустно, но полем начальных столкновений, видимо, станет Закавказье, где американцы уже близки к тому, чтобы отпраздновать первый успех. Назвать "революцию роз" в Грузии победой, конечно, очень трудно, учитывая особенности постреволюционной обстановки в соседней республике, но факт остается фактом: всецело ориентированный на Запад Михаил Саакашвили уже потребовал вывода российских войск из Грузии. Одновременно подготавливается экономическое отмежевание от России, явно продиктованное извне. На редкость прямодушный президент Грузии, собственно, и не скрывает своих намерений и симпатий: "Показательно уже то, что господин Путин не позвонил мне, чтобы поздравить с моей победой на выборах. Из крупных стран самым важным партнером Грузии сегодня являются США. Но Россия могла бы играть в нашей стране более значимую роль. Мы уже не один год требуем от русских, чтобы они вывели свои остающиеся в Грузии войска, но делать этого они не хотят. В феврале я встречусь с г-ном Путиным в Москве. Русские должны понять, что независимая Грузия - это не угроза, а факт. Благодаря нефтепроводу, который строит западный консорциум в нашей стране, мы вскоре не будем зависеть от России". Антирусские демарши пламенного Михо конечно же прикрыты неуклюжей дипломатической риторикой о "новых отношениях с Москвой", но, как говорится, даже ежу понятно, что вопрос внешнеполитической ориентации Тбилиси с повестки дня, пусть даже пока, но снят.
Азербайджан
Кажется, неважнецки обстоят дела у Москвы и в Азербайджане. Во всяком случае, в эти дни проходят уже вторые американо-азербайджанские военные учения в Каспийском море. Первые завершились летом минувшего года. Тогда российский МИД среагировал достаточно жестко. Но выпускник Московского госуниверситета Ильхам Алиев - сын верного ленинца Гейдара Алиева явно не намерен принимать всерьез заявления российской стороны. Иначе чем объяснить очередное американо-азербайджанское соглашение в оборонной сфере, подписанное буквально на днях? Показательно, что совместные учения в Азербайджане организованы с целью обеспечения безопасности опять-таки ОЭТ. То есть, азербайджанская сторона, можно сказать, тоже сориентировалась во внешней политике.
Армения
Когда чрезвычайный и полномочный посол США в РА г-н Джон Ордуэй в своем новогоднем обращении к армянскому народу почти на чистом армянском заявил, что вершина горы Арарат не так уж и далека от Армении, некоторым нашим согражданам показалось, что они уловили какой-то геополитический намек в словах американского дипломата. Как говорится, оказалось, что не казалось. Прозападные силы в Армении, во всяком случае, клятвенно заверяют, что так оно и есть, американцы-де готовы на неслыханные доселе уступки в Армянском вопросе, если Ереван последует примеру Тбилиси и Баку. Согласно тем же источникам, Вашингтон с целью переориентации Армении оказывает беспрецедентное давление на Турцию, пытаясь заставить ее признать геноцид армян в 1915 году со всеми вытекающими отсюда последствиями. Трудно сказать, насколько соответствуют действительности эти утверждения. Но что и впрямь не вызывает сомнений, так это следующий факт: сегодня, как и в начале века, полномасштабному проникновению Запада на Кавказ мешает, выражаясь языком немецкого генерала 1918 г. фон Людендорфа, "проклятый армянский клин". Однажды Армения дорого заплатила сначала за безоговорочную поддержку России в 1914-1915 годах, а затем за пересмотр своих взглядов, поддавшись уговорам европейских партнеров и вступив в конфронтацию с большевистской Россией. Итоги этого пересмотра хорошо известны. Это потеря древнеармянских областей Карабах, Нахиджеван, Карс и Ардаган. С другой стороны, Армения, в случае гипотетического русского отступления с Кавказа, оказывается в полной изоляции, не считая дружественного Ирана, решающего сейчас ту же проблему географической изоляции. Несмотря на тяжелейшую дилемму, руководство Армении, судя по всему, не намерено пересмотреть комплиментарный внешнеполитический курс на сохранение партнерских отношений со всеми заинтересованными сторонами. Теперь слово за партнерами, которые вроде бы должны оценить по достоинству мужественное решение Еревана. Иначе "Большая игра" в маленьком закавказском регионе может обернуться для Армении действительно непоправимой трагедией. Комплиментаризм армян тогда уж точно припомнят.
Опубликовано 10 февраля 2004 года