"Чеченский "след" на пути сближения Грузии с Россией

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

После московского визита президента Грузии Михаила Саакашвили в кавказской политике Грузии появились вопросительные знаки. Ни для кого не секрет, что Россия уже давно использует в качестве рычага воздействия на нашу страну тему пребывания чеченцев в Панкисском ущелье. Благодаря российской пропагандистской машине из-за "панкисской проблемы" большинство российских граждан считало Грузию враждебным России государством. Точно так же думали в последние годы и в российских политических кругах, но после московских заявлений Саакашвили в процессе российско-грузинских отношений, возможно, начнется переосмысление чеченского вопроса.

Саакашвили, в отличие от Шеварднадзе, больше не хочет быть в конфронтации с великим соседом из-за Чечни. Он протянул Путину руку дружбы и вместо того, чтобы только декларировать совместную борьбу с терроризмом (что считалось осознанной политикой Шеварднадзе), желает сделать реальные шаги. Саакашвили готов согласиться даже на совместное патрулирование чеченского участка российско-грузинской границы - тем самым грузинские власти практически выказывают готовность перерезать чеченским бойцам "жизненную артерию".

В Москве Саакашвили попросили об экстрадиции чеченцев, находящихся в грузинских тюрьмах. Не исключено, что ради упрочнения искренней дружбы с Россией новое грузинские власти пойдут и на это. Факт, что чеченская тема в российско-грузинских отношениях всегда зависела от политической конъюнктуры. Шеварднадзе начал улучшать отношение с чеченцами именно тогда, когда появились признаки "охлаждения" в отношениях с Россией. В принципе, Шеварднадзе всегда дипломатично намекал, что обострению "панкисской проблемы" "помогают" трудные отношения между Россией и Грузией. Знаменитую фразу Шеварднадзе в адрес чеченского полевого командира Руслана Гелаева - о его образованности - некоторые расценили как ошибку, как необдуманное заявление. В действительности же Шеварднадзе тогда ни в чем не ошибся - похвалив Гелаева и покровительствуя чеченскому представительству в Тбилиси, он мстил России за Абхазию и поддержку сепаратистов так называемой Южной Осетии.

А в целом, отношение Грузии к Чечне было, до известной степени, зеркальным отражением тесных связей России с Абхазией. Тем более что в тот период чеченцы признали свою вину за войну с грузинами в Абхазии. Более того, министр внутренних дел Грузии Каха Таргамадзе даже попытался начать операцию по "возвращению Абхазии" с помощью находившихся в Панкиси чеченских бойцов. Этот шаг тогдашнего грузинского правительства окончился крахом, а у России появился еще один аргумент для утверждения, что грузинское правительство покровительствует чеченским боевикам.

После того, как Путин стал президентом России, отношения между двумя странами, Грузией и Россией, продолжали развиваться под "чеченским знаком". Соответственно, и сегодня упорядочить отношения с Россией, не урегулировав "панкисскую проблему", невозможно. Вот почему новый президент Грузии Саакашвили во время своего визита в Москву заговорил об опасности терроризма и о совместной борьбе против него. Поводом для разговора на эту тему послужил и недавний московский терракт.

В Москве уже заявили, что в лице президента Грузии приобрели нового партнера. С тем, что в отношениях между двумя странами открывается "новая страница", а это автоматически означает, что новое правительство Грузии пересмотрит свою чеченскую политику последних лет, согласны уже даже русские эксперты. Грузия не сможет иметь партнерских отношений одновременно с Россией и Чечней. Соответственно, грузинским властям придется проводить политику уступок России за счет своей "кавказской политики".

Как известно, старые грузинские власти заявляли, что пока для России будет существовать "чеченская проблема", будет существовать и " панкисская тема". Новая власть, видимо, отказывается от этой риторики и сделает шаг навстречу России. Трудно пока сказать, какой результат принесет всё это Грузии. Неизвестно и то, как встретит Запад возможные изменения позиции Грузии в отношении Чечни - Запад ведь то и дело критикует Россию по чеченскому вопросу и призывает ее к переговорам с Масхадовым.

Трудно пока сказать и то, как "поворот спиной" к чеченцам из-за новой политической конъюнктуры повлияет на имидж Грузии на Кавказе. Правда, политику определяют интересы, в политике дружбы не бывает, но в регионе, где сильны традиционные ценности - на Кавказе - это могут не так понять.

Опубликовано 13 февраля 2004 года

Автор:
источник: Газета "Мтавари газети"