Нефтепровод Новороссийск-Супса - не более чем политический жест
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Президент Грузии Михаил Саакашвили выступил перед студентами Московского государственного университета международных отношений с инициативой строительства нефтепровода Новороссийск-Супса параллельно с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан. Официальные круги Москвы пока не откликнулись на эту инициативу. А эксперты уже высказали предположения, что Грузия предлагает этот маршрут только в обмен на урегулирование абхазской и осетинской проблем. Вот что говорит по этому поводу политолог Рамаз Сакварелидзе.
- Батоно Рамаз, как вы думаете, насколько важной может показаться России инициатива президента Грузии?
- Идея нефтепровода Новороссийск-Супса не нова. Эта тема заинтересовала соответствующие грузинские компании еще два года назад, так как указанный маршрут создавал больше гарантий безопасности как для нефтепровода, так и для страны в целом. Правда, Россия сколько-нибудь конкретных и значительных шагов в этом направлении не предпринимала. Москва никаких предложений не примет, если не будет политических гарантий, и строительство такого нефтепровода может представлять для нее ценность только в том случае, если она уяснит для себя политическую ориентацию Грузии. Представьте, нефтепровод построен, а проамериканская Грузия может в случае политического конфликта его перекрыть - то есть Россия попадает в зависимость от Грузии. Естественно, Россия на такой риск не пойдет, да она и не должна спешить с принятием решения. Ничего удивительного: ведь Америка предпочла нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан как раз потому, что Россия не является ее политическим партнером.
- Что касается урегулирования абхазской и осетинской проблем в обмен на нефтепровод Новороссийск-Супса ...
- Мы обязательно должны учитывать один момент - как я сказал, этот нефтепровод сделает Россию в определенной степени зависимой от Грузии. Значит, чем больше будет масштаб подобной зависимости, тем больше Россия будет усиливать свое давление на Грузию. Абхазский и осетинский конфликты для России в "деле управления" нашей страной, если так можно выразиться - контрольный пакет акций, который она никому не уступит. Так что такими сентиментальными предложениями мы сердце России не растрогаем. Как говорится, Москва слезам не верит.
- Какую же нагрузку несет эта инициатива президента Саакашвили?
- Об идее строительства нефтепровода Новороссийск-Супса до сих пор никто публично не заявлял, да еще на президентском уровне. Разговор Саакашвили на эту тему в Москве, перед встречей с президентом Путиным, был только дипломатическим жестом. Новый президент Грузии не служил на дипломатическом поприще, но талант у него есть, ничего не скажешь: знает, что в международных структурах это создаст мнение, что Грузия приехала к российским властям с конкретными предложениями.
Редакционная статья
Опубликовано 12 февраля 2004 года