Инициативная группа "Общее действие": московские власти попирают право противников войны в Чечне на мирные собрания
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Предлагаем вниманию читателей "Кавказского узла" заявление участников Инициативной группы "Общее действие":
"Начиная с февраля 2004 года руководство префектуры Центрального административного округа Москвы (органа Правительства Москвы) фактически лишило активистов движения за прекращения войны в Чечне одного из основных прав человека - на мирные собрания. Это ограничение в правах "признано" судами и милицией.
18 февраля 2004 г. префектура незаконно отказалась рассмотреть уведомление представителей Движения "Российские радикалы" и Движения "За права человека" на проведение 23 февраля 2004 года митинга в память о сталинском геноциде ингушского и чеченского народов. Извещение об отказе было сделано письмом заместителя префекта в неустановленной законом форме. Предлогом для отказа от рассмотрения уведомления стало проведение в этот день в центре города праздничных мероприятий. Однако это был явно надуманный и незаконный предлог. В перечень мест, установленных 17 февраля 2004 года постановлением правительства г. Москвы, которые были исключены для иных публичных мероприятий, сквер у памятника жертвам политических репрессий (Соловецкий камень) на Лубянской площади, как и сама Лубянская площадь - не относились. При определении мест для публичных акций администрация города не приняла во внимание уведомление, полученное в Префектуре ЦАО от правозащитников еще 9 февраля. При этом власти Москвы разрешили в центре города многотысячные митинги политических партий.
Стремясь избежать конфликта с властью и учитывая, что об акции в память о жертвах геноцида уже было широко оповещено, организаторы митинга решили ограничиться проведением пикета в память о жертвах геноцида 1943 года. Однако сразу после проведения ими минуты молчания 15 участников пикета были задержаны на несколько часов правоохранительными органами, а затем предстали перед судом. Суд обвинил их в нарушении закона - в организации несанкционированного митинга, хотя действующее законодательство не предусматривает выдачу санкций на массовую акцию, но лишь рассмотрение уведомления о ней.
В марте 2004 года префектура Центрального административного округа г. Москвы трижды - с ложными или немотивированным основаниями - отказала активистам движения против войны в Чечне в рассмотрении их уведомления о проведении традиционного пикета против войны в Чечне. В качестве предлога для отказа была сделана ссылка на положение, согласно которому уведомление не рассматривается "если они "заявители" или уполномочившие их организации неоднократно не выполняли взятые обязательства по ранее проводившимся массовым акциям".
В первом случае, 11 марта, предлогом для отказа стало якобы совершенное одним из заявителей - известным диссидентом советских времен Виктором Сокирко нарушение закона о выборах президента РФ - во время выступления на митинге 10 марта. Однако этот отказ - грубое нарушение закона, т.е. во время митинга 10 марта милиция не предъявляла никаких претензий к организаторам митинга (правозащитной организации "Горячая линия") по поводу каких-то нарушений закона или обязательств участниками акции, а господин Сокирко не входил в число организаторов митинга. Действующее законодательство не дает право администрации города самостоятельно проводить мероприятия по выявлению факта нарушения закона и подменять правоохранительные органы при констатации факта нарушения законодательства. По сути, префектура ЦАО созналась в проведении несанкционированной слежки за участниками легального митинга.
Участники пикета сочли отказ незаконным и, исходя из ранее полученного положительного решения префектуры, 11 марта вышли на пикет, который они традиционно проводят по четвергам вечером на Пушкинской площади уже 4 года подряд. Трое из них были задержаны, и дела переданы в суд. Через несколько дней власти сообщили об отказе рассматривать новое уведомление о пикете - на 18 марта и уже без ссылки на "пригрешения" отдельных лиц. Затем так же было отклонено уведомление о пикете на 25 марта. Московские суды, рассматривая дела участников антивоенных акций, в своих решениях также исходят из того, что массовые акции должны быть "санкционированы" властями. Таким образом, суды незаконно исходят из разрешительного принципа проведения мирных собраний, несмотря на то что действующее законодательство предусматривает исключительно уведомительный принцип.
Все это дает все основания констатировать, что орган власти правительства Москвы - префектура Центрального административного округа, милиция Москвы и московские суды фактически отменили для активистов антивоенного движения общепризнанное право на мирные собрания, гарантированные следующими приоритетными правовыми нормами:
- Конституция РФ: Статья 15 (часть 4): Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Статья 17: В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; Статья 31: Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: Статья 11 (Свобода собраний и объединений) 1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний;
- Международный пакт о гражданских и политических правах: Статья 21:Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Мы обращаем внимание, что действующие сейчас в России правовые нормы, регулирующие проведения массовых акций, не вполне отвечают действующей Конституции. Эти нормы основаны на следующих подзаконных актах Президента Ельцина:
- Указ от 25.05.92 N 524 "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования";
- Указ от 29.07.92 N 806 "О мерах по сохранению Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль";
- Указ от 24.05.93 N 765 (в редакции Указа от 20.10.98 N 1272) "Об утверждении Временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города";
-
Распоряжение Президента России от 28.04.93 N 300-РП.
Но, по мнению авторитетных юристов, эти акты не могут действовать в полном объеме после принятия нынешней Конституции РФ в декабре 1993 года. По крайней мере, в той части, которая предусматривает отказ в рассмотрении уведомления о проведении мирного собрания, поскольку это означает ограничение права на свободу собраний и митингов. Согласно Российской Конституции (Статья 55, часть 3): "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Однако, несмотря на эти обстоятельства, организаторы акций против войны в Чечне делали все, чтобы предельно точно соблюсти все существующие нормы в общении с представителями власти: Префектуры, милиции и судом - они прямо ссылались на реализацию ими своего фундаментального права на свободу митингов и собраний, как оно определено в Конституции РФ и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Мы требуем немедленного возвращения ситуации с соблюдением основополагающих прав и свобод в Москве в русло закона.
Мы настаиваем на том, чтобы федеральные органы власти вмешались в ситуацию и потребовали от органов власти и должностных лиц Москвы соблюдения закона, прав и свобод человека.
Мы просим приложить это заявление к обращению в Европейский суд по правам человека, поскольку налицо очевидное нарушение властями права, защищенного статьей 11 Европейской конвенции в защиту прав человека и основных свобод.
Инициативная группа "Общее действие"