Елена Батенкова: "Власти хотят запретить антивоенный пикет"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Елена Батенкова, представитель группы "Обратная связь" и Комитета антивоенных действий, является участницей пикета на Пушкинской площади, протестуя против войны в Чечне и призывая завершить этот конфликт переговорным процессом. Пикет регулярно проходит с февраля 2000 года по сей день. Елена Батенкова за свою миротворческую деятельность была в марте этого года награждена "Премией мира". О  своей общественной деятельности Елена Батенкова беседует с корреспондентом "Кавказского узла".

- 11 марта ваш пикет пытались запретить. Что произошло?

- Произошла попытка разогнать пикет, а нас - меня и Виктора Сакирко - незаконно задержали как его организаторов и отправили в отделение милиции. За час до начала акции Виктору Сакирко позвонили и сказали, что пикет запрещен. Объяснили это тем, что накануне он выступал на митинге на Пушкинской площади, который назывался "Народ против диктатуры", с обоснованием идеи бойкота выборов. Что само по себе, насколько я знаю, является абсолютно законным. Это не говоря уже о том, что сообщать о запрещении за час - просто верх неуважения со стороны властей. Поэтому мы приняли твердое решение все равно стоять в пикете. С нами вел долгие переговоры заместитель префекта управы "Тверская", уверяя, что нас никто не арестует, если мы спокойно разойдемся. После чего мы провели три часа в Тверском отделении милиции, отказались от всяких объяснений, подписали несогласие с протоколом и решили давать объяснения в суде.

- Когда состоится суд?

- Суд должен был состояться 12 марта, но поскольку повесток у нас на руках нет, мы решили действовать последовательно, в рамках законного процесса. У нас есть адвокаты, есть юридическая поддержка. Мы ждем повесток. Мы полностью уверены в своей правоте и расцениваем подобный демарш властей как истерическую попытку накануне выборов ограничить всякую инициативу граждан, которая не совпадает с генеральной линией. А генеральная линия - признать выборы легитимными. Лично я считаю, что они таковыми не являются. Это доказывает информация в прессе, в частности - доклад Григория Явлинского, в котором отмечены случаи нарушения закона. Я поддерживаю идею бойкота выборов.

- Ваш пикет существует уже четыре года. Это первый подобный инцидент?

- Нет, не первый. Нечто похожее было после захвата заложников в "Норд-Осте". На нас было оказано давление. Мы были задержаны, состоялся суд, в ходе которого судьи постановили, что для задержания не было достаточных оснований. Поскольку, по закону, любой гражданин имеет право, заявив о своих намерениях, их осуществить, если они не противоречат действующей Конституции. А в наших призывах и декларациях нет ничего, что бы ей противоречило. Мы убеждены, что в данном случае милиция являлась лишь исполнителем, а санкция исходила от власти.

- Елена, по профессии вы - преподаватель истории. Это как-то повлияло на ваше решение участвовать в антивоенном движении?

- Да, во многом повлияло именно это. История - это не просто даты и хронология событий, это еще и ощущение сопричастности, участия в ней. Для меня антивоенное движение - попытка защитить свою целостность и то чувство свободы, которое было воспитано во мне как в человеке. Я не могу чувствовать себя свободной, зная, что от моего имени совершается насилие.

- А как вообще образовался пикет на Пушкинской?

- Когда началась вторая чеченская кампания, группа, которая составляет сейчас костяк Комитета антивоенных действий, решила, что нужно создать какую-то постоянную точку, чтобы можно было оповещать сограждан о том, что там происходит. Мы делали листовки и раздавали их людям, которые об этой войне мало что знают. Наша акция носит просветительский характер. Мы хотим, чтобы люди, придерживающиеся иной, официальной точки зрения, смогли взглянуть на проблему по-другому.

- Вы не могли бы немного рассказать об участниках пикета? Какие люди приходят к Вам?

- Самые разные. Это учителя, журналисты, домохозяйки, пенсионеры, студенты. Мы все придерживаемся разных идеологических взглядов. Среди нас есть коммунисты, демократы, либералы. Но мы стоим без флагов. Наше единственное жесткое требование - не выставлять своих политических убеждений. Мы не стали ничьей предвыборной площадкой. Нас объединяет одно: желание приблизить окончание войны.

- Как Вы оцениваете шансы на успех?

- А что Вы называете успехом? Если говорить об окончании войны, мы понимаем, что наш голос не решающий. Но война разрушает наше гражданское и человеческое "я", и хотелось бы, чтобы в будущем, когда этот тяжелейший конфликт разрешится, мы смогли бы остаться людьми.

Автор: