Реставраторы могут помочь разрешить армяно-турецкие разногласия
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Встреча армянских и турецких ученых на озере Ван в Турции для совместного исследования расположенного там средневекового армянского монастыря знаменовала собой новую веху в урегулировании существующих между Арменией и Турцией разногласий. И все же главной образующей фона, на котором развиваются армяно-турецкие отношения, остается взаимное недоверие.
Построенная в 10 веке на острове Ахтамар монастырская церковь Сурб Хач (Святой Крест) знаменита уникальными барельефами, а также фресками, на сегодняшний день сохранившимися в фрагментах. Церковь не реставрировалась с начала двадцатого века, а в конце прошлого года здесь встретились для изучения состояния здания, а также разработки рекомендаций по проведению восстановительных работ армянские и турецкие специалисты. Средства для финансирования этой инициативы были предоставлены Программой международного мира и урегулирования конфликтов Американского университета (Вашингтон).
В рамках этой программы на сегодняшний день профинанстровано уже несколько проектов, ставивших целью урегулирование армяно-турецких отношений. "В ходе совместной работы оказывается, что между армянами и турками есть множество проблем, в том числе культурно-исторического характера", - сказал IWPR член группы, заместитель министра культуры Армении Гагик Гюрджян.
Еще со времени распада Советского Союза между Арменией и Турцией не существует дипломатических контактов. Главным камнем преткновения в отношениях двух стран остается вопрос геноцида 1915 года, осуществленного, по заявлениям армянской стороны, против населявших Османскую империю армян. В роли другого отчуждающего фактора выступает и граница между двумя странами, которую Турция закрыла в 1993 году в знак солидарности с Азербайджаном в армяно-азербайджанском конфликте вокруг Нагорного Карабаха. Однако за последний год в отношениях двух стран наметились определенно положительные тенденции, которые находят отражение в первую очередь в сфере культуры. В частности, организованы были несколько концертов, когда армянские музыканты выступали в Турции, а турецкие - в Армении, выпущен совместный компакт-диск с записями фольк-музыкантов двух стран, налажено издание совместного женского журнала. Интересно, что эти процессы "оттаивания" проходят при активной поддержке со стороны Соединенных Штатов.
В контексте улучшения армяно-турецких отношений следует рассматривать и недавнее решение Генерального штаба вооруженных сил Турции, согласно которому снимается запрет на фото- и киносъемку в местах, находящихся в закрытых зонах военного значения. Это решение распространяется не только на Сурб Хач, но и находящуюся возле границы средневековую столицу Армении Ани, на территории которой расположено множество исторических и архитектурных памятников, а также и южные предгорья Арарата - горы, на которую, согласно библейскому преданию, сел Ноев ковчег. "Остров Ахтамар, на котором находится церковь, само по себе очень красивое место, с хорошими перспективами для развития туризма", - сказал Гюрджян. Однако в настоящее время проект дошел до той стадии, когда необходимо согласие министерств культуры двух стран для его продолжения. А это значит, что проект, не ограничиваясь историко-культурным контекстом, переходит в сферу межправительственных, а значит и межгосударственных отношений, которые все еще остаются "холодными".
В январе нынешнего года вопрос урегулирования армяно-турецких отношений обсуждался в Белом Доме - на встрече между президентом Бушем и премьер-министром Турции Эрдоганом. Как передало турецкое телевидение, Буш потребовал найти возможности для начала процесса примирения, на что турецкий премьер ответил: "Мы готовы, но первый шаг должна сделать Армения". В то же время официальная Анкара связывает открытие границы и урегулирование своих отношений с Арменией с несколькими предварительными условиями. Так, Армения должна отказаться от требований признания Турцией геноцида. В армянском руководстве считают, что открытие границ будет способствовать росту торговли. "Армянская экономика полностью монополизирована, и открытие границ нанесет хороший удар по этим монополиям, возглавляемым политическими и бизнес-олигархами", - говорит армянский политолог Агаси Енокян.
Перспектива возобновления движения через армяно-турецкую границу не вызывает особого восторга у лидеров партии Дашнакцутюн, которая является частью правящей коалиции Армении. По их мнению, открытие границы повлечет за собой негативные экономические последствия для Армении, вызванные интервенцией дешевых турецких товаров на армянский рынок, от чего, естественно, пострадают местные производители. Так, представитель Дашнакцутюн и председатель парламентской комиссии по вопросам международных отношений Армен Рустамян считает, что "не надо упрощать армяно-турецкие отношения и сводить их к открытию границы". Проблема, говорит он, гораздо глубже и касается национальной безопасности Армении. А ответственный за офис Ай Дата (Армянский вопрос) в бюро Дашнакцутюн Киро Маноян в беседе с IWPR сказал: "Это Турция закрыла границу, а не Армения". "Разговоры о необходимости начала диалога с Арменией и открытия границы Турция использует в пропагандистских целях. Мы же ничего не выигрываем". В свою очередь министр иностранных дел Армении Вардан Осканян считает необходимым во взаимоотношениях с Турцией придерживаться политики "малых шагов".
Опубликовано 23 февраля 2004 года