"Никто не должен обольщаться тем, что Абхазию можно чем-то прельстить..."
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Интервью с Премьер-министром Абхазии Р. Хаджимба.
- Рауль Джумкович, какова ныне экономическая ситуация в Абхазии? Как удается выживать республике?
- Ситуация с пополнением Государственного бюджета все еще остается довольно сложной. Годовой план по доходам выполнен на 83,2%. При всем при этом темп роста чисто по налоговым платежам по сравнению с 2002 годом составил 71%. В прошлом году налоговые поступления увеличились до 161 миллиона рублей, что составляет 111% плана. Хотя по отдельным видам сбора налогов (земельный, акцизный) есть отставание. Этот прорыв в сборе налогов позволил нам в 2003 году на 100% увеличить заработную плату всем работникам бюджетных организаций - не за счет поступлений или вливаний извне, а за счет внутренних резервов. В лучшую сторону изменилась ситуация в курортной и туристической сфере: чистой прибыли в 2002 году было 7,6 миллиона рублей, а в 2003 году прибыль увеличилась более чем в 3 раза. Темпы роста объема промышленного производства составили 114,8%, хотя планировали больше. Объем товарооборота по официально учтенным предприятиям и организациям со 142,1 миллиона рублей в 2002 году возрос в 2003 году до 280,9 миллиона рублей. Темп роста составил 197,7%. В целях поддержки малого и среднего бизнеса из фонда приватизации выдаем определенные суммы, которые правительство четко учитывает и требует их возврата, контролирует их использование. Но для поддержки бизнеса проценты определяем очень малые.
- Будут ли создаваться новые предприятия, выпускающие продукцию?
- Нам надо уходить от ориентации только на курортную сферу. У нас есть возможности развивать сельское хозяйство, есть чай, табак, пользующиеся спросом вне пределов Абхазии. Но те объемы, которые закладывались ранее, сегодня нереальны. Мы должны за счет количества улучшить качество. Особенно надо поддержать чайную отрасль, улучшить переработку, наладить расфасовку, чего у нас практически нет. Продукция вывозится в основном как сырье. Сегодня мы продаем России полуфабрикат, и там, в России, его дорабатывают: купажируют, фасуют, в итоге мы оказываемся в убытке. То же самое происходит с лесом. Мы рады разом получать какие-то деньги, но при этом теряем рабочие места и большие деньги: если бы мы лес перерабатывали на месте хотя бы до уровня полуфабриката, если уж не до конечной продукции, то могли бы продавать дороже.
- А какой фактор наиболее важен для улучшения экономики страны?
- Много факторов. Нужно менять налоговую систему, чтобы люди были заинтересованы в организации производства, нужно более упрощенно взимать те же платежи. Это уже делается. Положительным фактором для развития производства должно стать снятие НДС на экспортируемую нашу продукцию. Будем своим гражданам давать больше возможностей, как я уже сказал, для развития малого и среднего бизнеса.
- Какие кредиты получает Абхазия: маленькие, большие?
- Нет никаких больших кредитов, которые воздействовали бы на нашу жизнь. Если инвестор идет к нам, то надо ему создавать благоприятные условия, чтобы он осваивал объекты. Однако не все подряд мы должны отдавать инвесторам или в собственность. Многие объекты - это достояние народа и государства. Но и привлекая инвесторов, Абхазия ждет обоюдной выгоды. Инвестор должен понимать, что, находясь в Абхазии, он должен создавать условия, чтобы Абхазия развивалась. Тогда будет легче и интересней и ему, инвестору, здесь работать, и местным людям. Для привлечения крупных инвесторов нужны и изменения в законодательстве. Сейчас Парламент работает в этом направлении.
- Расскажите о взаимоотношениях России и Абхазии. Что вкладывает Россия в Абхазию и в каких масштабах? На что распространяются интересы России в Абхазии?
- Что Россия вкладывает? Такая постановка вопроса отчасти неверна. Скорее всего, говорить надо о ее хозяйствующих субъектах. И нельзя сказать, что происходит все в больших объемах. Да, есть заинтересованные люди, особенно в курортной сфере. Есть зачатки работы в овощеводстве. Наше географическое положение, климатические условия позволяют хотя бы два раза в год снимать урожаи.
- Какие взаимоотношения с соседним Краснодарским краем? Каков обмен товаром, какие совместные производства, контракты, инвестиции, перспективы?
- Какие товарообороты, наверное, видно по границе. Основные закупки наши граждане производят на территории Краснодарского края. Мы, в свою очередь, поставляем в Краснодарский край (а оттуда дальше это расходится по всей России) цитрусовые, орехи, чай - все то, что производится в Абхазии. Это взаимовыгодно. Краю выгодно иметь не нищего, а богатого соседа. И вот наши соседи нам помогают. И сейчас, когда из-за сильных дождей и разлива рек обвалилась дорога на озеро Рица, Краснодарский край выделил определенную сумму денег, чтобы мы смогли начать ремонтно-восстановительные работы. Краснодар оказывает гуманитарную помощь, поставляя Абхазии зерно. Предоставляет автотранспорт, медицинские препараты и оборудование. Недавно, например, Министерство здравоохранения и соцзащиты РА получило от края две машины "скорой помощи". Инвесторы Краснодарского края вкладывают деньги в основном в курорты. Если будет задействована сполна курортная сфера, решится вопрос трудоустройства населения, увеличится приток отдыхающих, что несет за собой дополнительные поступления в бюджет и развитие сопутствующих инфраструктур.
- Теневой бизнес в Абхазии, впрочем, как и в любом другом государстве, имеет место. Как правительство борется с ним? Или привлекает на свою сторону?
- Теневой бизнес на свою сторону не привлечешь, тогда сам впутаешься в это. Единственное - надо подходить к нему по закону.
- Чего ожидаете от состоявшихся в Грузии выборов и людей, которые пришли там к власти? Чего можно ожидать Абхазии от нового президента Грузии?
- Если пришедшие к власти новые люди будут прагматично относиться ко всем проблемам, то поймут, что других взаимоотношений Грузии и Абхазии, кроме тех, что уже сложились за эти годы, не может быть. Абхазия определилась как независимое государство, мы можем и должны жить в добрососедских отношениях, на основе двусторонних договоров. Кто бы ни находился в руководстве в Грузии, никто не должен обольщаться тем, что Абхазию можно чем-то прельстить, притащить к себе опять назад. Этого не произойдет. Народ Грузии сам выбирал правителя, ему решать, по какому пути идти. Мне трудно сказать, как они, и новый президент, и новые люди, которые придут в парламент, будут себя вести. Но Абхазия должна быть готова к любому развитию событий.
- Ваш прогноз: Абхазию может все-таки ожидать очередная опасность со стороны Грузии?
- Я не провидец, но исходя из того, что мы пережили и с чего все это начиналось, могу сказать, что для нас существует достаточно много опасностей. Поэтому нам надо быть готовыми ко всему. Но при этом у самой Грузии много проблем, несмотря на то, что многие западные страны пытаются помогать ей.
- А как Вы думаете - сейчас об этом много спорят, - Грузия ближе к России или к Соединенным Штатам Америки?
- Все предыдущие годы и последние события показали, что Грузия идет на Запад. Она делает все, чтобы быть с Западом, вступить в соответствующие структуры Запада: военные, политические. Грузия озвучивает, что хотела бы с Россией жить в нормальных, добрососедских отношениях и, самое главное, как уже было заявлено, хотела бы получать и газ, и электроэнергию на тех же льготных условиях, которые были раньше.
- Каково Ваше отношение к оппозиционным партиям и движениям в Абхазии - к "Амцахара", "Айтайра", другим, к призывам некоторых из них о досрочных президентских выборах? Вы как Премьер-министр готовы с ними работать?
- О своем отношении к партиям и движениям я говорил неоднократно, да, я готов со всеми работать - если это будет в рамках конструктивного диалога. К сожалению, критикуя правительство, в целом власть, кое-кто не видит того позитивного, что происходит, и это создает определенные проблемы и для нас, и в целом в республике. В любом случае нам нельзя повторять того, что произошло в Грузии. Фактически последние дни показали, что правительство и различные ОПД могут находить согласие и предотвращать неконституционное решение назревших проблем.
- На Вашем посту Премьер-министра кто Вас сегодня поддерживает, и на кого станете опираться, если выдвинете свою кандидатуру на пост Президента Республики Абхазия?
- Об этом пока и речи нет: выдвигаться или нет. Что касается моего нахождения на посту и моих коллег, то без их помощи и поддержки не удалось бы достигнуть того, что уже достигнуто. Я считаю, то, что нас иногда называют правительством молодых романтиков, - это комплимент в наш адрес. Без романтики не построить будущего. Наша романтика связана с реальностью - мы не оторвались от своего народа, находимся рядом и точно так же, как и все, переживаем за происходящее внутри и за пределами Абхазии.
- При Ваших прежних должностях, в том числе и в составе правительства, Вы были некоррумпированным человеком. Удается ли Вам оставаться таким же, будучи Премьер-министром? И насколько сложно сохранять чистоту?
- Если я в 46 лет не стал коррумпированным, то, думаю, и после 46 лет не стану. Это немаленький срок для того, чтобы понять, зачем ты живешь на земле. Не знаю, это большие слова или небольшие.
- Ваша поездка в Москву сразу после отставки Шеварднадзе, консультации с российскими властями - все это передавалось по всем СМИ. Тем не менее, скажите, пожалуйста, в чем изменилось отношение России к Абхазии после событий в Тбилиси?
- Вопросы, которые обсуждались в последнее мое пребывание в Москве, связаны с поставками зерна, снятием определенных сложностей на абхазско-российской границе, со страхованием гражданской ответственности и другие, и они получили поддержку. Как дальше себя Россия поведет, будет зависеть от многих факторов, от самой России, ее интересов на Кавказе.
Опубликовано 10-11 февраля 2004.