Саакашвили передаст в Вашингтоне, что скажет Путин

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В связи с визитом президента Грузии в Москву наша газета побеседовала с политологом Сосо Цинцадзе.

- В политических кругах России и Грузии слышны заявления, что в российско-грузинских отношениях происходит коренной перелом. Насколько правильно возлагать надежды на московский визит Саакашвили в этом отношении?

- Серьезных прорывов в российско-грузинских отношениях ожидать не следует. Чтобы определить, чего можно ждать от этого визита, надо учесть несколько узловых моментов. Момент первый - с дипломатической точки зрения, визит был запланирован на не совсем благоприятное время. У Москвы на носу выборы, выборы ожидаются и в Грузии. Правда, Путина уже можно счесть избранным, но тот факт, что в однопартийной Думе сегодня так усилились национал-державники, заставляет Путина действовать с оглядкой на Думу. Все те же рогозины, чехоевы и затулины попытаются влиять на президента, чтобы он не пошел на какую-нибудь стратегическую уступку Грузии. С другой стороны, этот визит уж окончательно прояснит стратегическое отношение России к Грузии.

- Насколько готова Россия изменить свою политику по отношению к Грузии?

- Россия не относится к Саакашвили ни положительно, ни отрицательно. Он для России - tabula rasa. Дело в том, что наши политики допускают "ошибку Рузвельта" (есть в дипломатии такой термин). Рузвельт, а за ним и Трумэн, думали, что всё зависит от Сталина: он параноик, оттого и не уступает Восточную Европу. А на самом деле всё это исходит из самой природы России. На протяжении своей многовековой истории Россия дня не прожила в режиме добрососедства с соседями. У России нет такой традиции, Россия всегда смотрела на соседние с ней государства как на лакомый кусок. Отношения с Россией концептуально не разработаны. В этом я обвиняю грузинскую дипломатию. С того дня, как мы стали независимыми, наша дипломатия ни дня не заботилась о том, чтобы научно разработать отношения с Россией. Я очень удивился, когда Нино Бурджанадзе заявила, что отношения с Россией надо начинать  "с чистого листа". И это говорит специалистка по международным отношениям, ученая - как будто мы уже выбросили за ненадобностью всю двухсотлетнюю историю отношений с Россией.  Никаких "новых эпох" в отношениях между государствами не бывает. Политика не терпит такого дилетантизма: новые отношения могут начаться только в том случае, если будут внутренние сдвиги, если рухнет одно государство и на его месте построят новое, как это произошло в Германии, когда рухнула Германия Бисмарка. В России не такая ситуация - Россия не меняется, по своему менталитету она наследница Советского Союза.

- Наверное, от этого визита не следует ожидать и подвижек в вопросе российских баз...

- России эти базы будут ненужны тогда, когда в Грузии будет устойчивая, стабильная ситуация. Сегодня Аслан Абашидзе своим курсом подкрепляет необходимость сохранения этих баз. Пока существует такое положение, Россия будет зубами держаться за эти базы, но если ситуация в Грузии будет стабильной, для России эти базы станут политическим рудиментом, и тогда она их выведет, не попросив ни копейки - чтобы их сохранить, нужны деньги.  Тут многое зависит еще и от того, насколько сильным будет давление Америки на Россию. Хотя нам надо учитывать и то, что каким бы сильным ни было это давление, в ближайшие год-два Путин эти базы всё равно не выведет, иначе его рейтинг упадет невероятно. Вывод баз ему засчитают за измену. Идеальным сроком могут быть 4-5 лет, если помогут американцы.

- Как отразится встреча Путина и Саакашвили на мартовском визите Саакашвили в Соединенные Штаты?

- У Саакашвили будет больше аргументов, чтобы убедить Буша в необходимости нажима на Россию, убедить, что классическая дипломатия с Россией не проходит - тут нужна только демонстрация силы. Русские политики скажут Саакашвили то, чего они никогда прямо не говорят американцам. Поэтому президент поедет в Вашингтон, владея обширной информацией, а в дипломатии это имеет огромное значение. Саакашвили увидит и то, что изменилось в Кремле в результате переговоров Пауэлла. Это еще один "козырь" Саакашвили на переговорах с администрацией Буша. Словом, чем больше информации будет у президента Грузии, тем лучше.

- Между президентами Путиным и Саакашвили часто проводят такую аналогию: концентрация власти во властной вертикали и ограничения на деятельность СМИ. Насколько правомерно подобное сравнение?

- Тут есть один общий момент: и тот, и другой получили в наследство ослабленное государство. Эту "властную вертикаль" сделали уничижительным термином, но без нее нельзя. А что касается ограничений на деятельность СМИ, я не вижу признаков таких ограничений. Если мы говорим о ночных ток-шоу (с участием популярных телеведущих и политиков. - Ред.), то я предпочитаю аналитические передачи. Нашей политике и нашему телевидению пора расстаться с развлекательно-скандальной стороной, должна остаться только аналитическая. Наверное, это одна из причин того, почему в Грузии сегодня так сильны настроения антипарламентаризма.

Ирина Джваршеишвили.

Опубликовано 11 февраля 2004 года..

источник: Газета "Хвалиндели дге" (Грузия)