"Гринпис" отстоял в суде права Сочинского национального парка
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
22 января 2004 года "Гринпис" России выиграл в Верховном суде РФ дело об отмене части постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 года N571 "О Сочинском общереспубликанском государственном природном заказнике". Как сообщили в Независимой экологической вахте по Северному Кавказу, данным постановлением Правительство РФ, по предложению Минсельхоза России и МПР России, изъяло 33222 га земель Сочинского национального парка (в том числе 11000 га земель заповедной зоны, где запрещена любая хозяйственная деятельность) и предоставило их Сочинскому общереспубликанскому государственному природному заказнику. На этой территории уже много лет - под видом регулирования численности животных - организуются элитные охоты и отдых российских чиновников.
Постановление не прошло государственную экологическую экспертизу и было принято в нарушение многих федеральных законов (Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "Об экологической экспертизе"). Если бы постановление вступило в силу, то, по мнению экологических активистов, уникальные природные комплексы Западного Кавказа могли в самые ближайшие сроки подвергнуться массовым вырубкам. Были бы созданы условия для неконтролируемого отстрела диких животных. В конечном итоге, такую территорию легко приватизировать, построить коттеджи и базы отдыха.
"К чести нашего правосудия, Верховный суд и представитель Генеральной прокуратуры в этот раз твердо отстаивали букву закона. Действия же МПР и Правительства показывают их явное стремление разрушить уникальную систему российских заповедников и национальных парков с более чем 80-летней историей их существования", - сказал Михаил Крейндлин, эксперт лесной кампании "Гринпис России", выступивший самостоятельным истцом на суде.
В настоящее время в МПР активно прорабатывается вопрос о передаче всех функций по управлению заповедниками и национальными парками в состав лесной службы. При такой позиции руководства министерства следует ожидать, что в ближайшее время заповедники и нацпарки будут отданы на откуп региональным властям (как уже происходит с Кавказским заповедником или национальным парком "Башкирия"). Они постепенно превратятся в закрытые для посторонних глаз территории, где можно бесконтрольно и безнаказанно рубить лес, охотиться и строить коттеджи. И, скорее всего, именно на это направлен очередной приказ главы МПР о реформировании заповедной системы (от 19.01.2004 N 40). Согласно этому документу, не на федеральные, а на территориальные органы МПР России возлагается оперативное руководство за проведением лесохозяйственных и водохозяйственных мероприятий.
Фактически, территориальным органам МПР дается право указывать заповедникам и национальным паркам, где, что и сколько леса они должны рубить. Что делает возможным, например, построить на территории национального парка водохранилище, как это происходит в той же Башкирии.
На сегодняшний день система российских заповедников и национальных парков находится под реальной угрозой развала и полного уничтожения.
Обжалованное постановление принято по предложению МПР России - органа, в ведении которого находятся все национальные парки и обязанного осуществлять управление и контроль за ними. Департамент особо охраняемых природных территорий самого министерства был категорически против изъятия земель парка, однако проект постановления был согласован с руководством министерства без учета мнения специалистов. Именно поэтому письма МПР (подтверждающие его позицию в суде), были подписаны не руководством госслужбы охраны окружающей среды, в ведении которой находятся ООПТ, а первым зам. министра В.П.Рощупкиным , - руководящим лесной службой, и Ю.А.Шуваевым, - отвечающим за разработку лесного законодательства. Само же постановление было завизировано лично министром В.Г.Артюховым.
За всю историю заповедной системы решение правительства об уменьшении площадей ООПТ принималось всего 2 раза: в 1951 и в 1961 годах.