Принцип домино, или возможна ли демократия в Закавказье?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Мировые лидеры, проявив необычайный интерес к региону Закавказья, в минувшее воскресенье прибыли в Тбилиси, чтобы принять участие в церемонии инаугурации нового президента Грузии, демократически избранного после ноябрьской "бархатной революции". Интересно, знакомы ли эти лидеры с высказыванием президента Путина относительно свержения Эдуарда Шеварднадзе. Согласно газетным сообщениям, в ходе встречи с исполняющей обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе Владимир Путин заявил, что на всем пространстве СНГ лидеры "наложили в штаны".

Любой, кто мечтает об "эффекте демократии домино" в этом регионе должен внимательно наблюдать за этими лидерами, и надо начать с ситуации в Азербайджане. Я целый месяц провел в этой республике, собирая материалы о том, как местное правительство сфальсифицировало состоявшиеся в октябре президентские выборы и чуть позже разгромило оппозицию.

За первые три месяца пребывания на своем посту президент Ильхам Алиев уже накопил замечательный опыт осуществления политики репрессий и пыток. Несмотря на то, что в Азербайджане подтасовка избирательных бюллетеней практикуется уже в течение долгого времени, избиратели республики на этот раз ожидали честных выборов. Эра Гейдара Алиева завершилась, страна теперь участвует в работе Совета Европы, а посольство США в Баку проводило в местной прессе кампанию, заявляя о том, что фальсификация выборов является преступлением и она должна быть исключена.

Но даже в канун выборов ситуация выглядела абсолютно недемократичной. Местные руководители, назначенные президентом, продолжали запрещать митинги оппозиции. Если же оппозиции удавалось проводить митинги, то они были окружены большим числом полицейских, которые пускали в ход свои дубинки. В ходе кампании по выборам президента полицейские избивали и арестовывали сторонников оппозиции только за то, что те держали в руках плакаты с политическими лозунгами или просто кричали имена лидеров оппозиции.

Конечно, если вы решили смотреть телеканалы, контролируемые правительством, понимая, что каких-либо независимых телеканалов в Азербайджане не существует, то выбор у вас небольшой. И вас даже простят, если вы не догадаетесь о существовании кандидата от оппозиции. Правительство, решительно настроенное на первую династическую передачу власти в постсоветскую эру, никоим образом не собиралось рисковать в день выборов. Власти, не стесняясь присутствия большого числа международных наблюдателей, откровенно фальсифицировали бюллетени в пользу Ильхама Алиева.

Один чиновник в избирательной комиссии в беседе со мной и своими коллегами в шутку заявил, что в старые добрые времена было намного легче работать, так как не нужно было волноваться по поводу прозрачности избирательных урн и присутствия международных наблюдателей. Но местные чиновники все же сумели преодолеть эти неприятные препятствия: Ильхам Алиев был избран на пост президента, получив в свою поддержку невероятно большое число голосов - 75%. В своих заявлениях ОБСЕ и Совет Европы осудили факты фальсификации итогов голосования.

Не удивительно, что после выборов произошли столкновения. Оппозиция, которая в течение минувших 10 лет фальсификации выборов и репрессий воздерживалась от насилия, вышла на улицы уже на следующий день после выборов. Столкновения с силами безопасности быстро стали набирать силу. На какое-то время оппозиции удалось вытеснить силы безопасности, и несколько солдат и полицейских, которые не успели убежать, были избиты. Но вскоре на помощь армии и полиции пришло подкрепление, и результат уже был предсказуем.

С крыши соседней гостиницы я наблюдал, как тысячи полицейских и военнослужащих окружили Площадь Свободы, где собрались участники акции протеста. Затем они стали приближаться к толпе. Следующие полчаса можно было наблюдать картину чудовищного насилия: силы безопасности преследовали и избивали всех, кого удавалось поймать. После этого они подняли свои металлические щиты и начали махать резиновыми дубинками, издавая при этом страшные крики, которые можно было услышать во всем городе.

В итоге по меньшей мере один демонстрант был убит и около 300 получили ранения. Но это было только начало. Правительство, используя в качестве предлога столкновения, имевшие место после выборов, приступило к широкой кампании по подавлению оппозиции. По всей стране было арестовано почти 1 тыс. лидеров и активистов оппозиции. Также были задержаны около 100 чиновников из избирательно штаба и наблюдателей, которые смело отказались закрыть глаза на фальсификацию итогов голосования. Многие из арестованных были помещены в изоляторы управления МВД по борьбе с организованной преступностью, где они были подвергнуты жестоким пыткам, включая избиения до потери сознания и, по крайней мере, один зарегистрированный случай использования электрошока.

Более 100 лидеров оппозиции все еще остаются в тюрьме, против них выдвигаются обвинения, за которые их могут приговорить к 12 годам лишения свободы. По всей стране за свою политическую деятельность активисты оппозиции, а в некоторых случаях - даже их далекие от политики родственники, были уволены с работы. Когда в декабре 2003 года министр обороны США Дональд Рамсфелд приехал в Баку для обсуждения вопроса о военном сотрудничестве, он отказался ответить на вопросы, связанные с выборами и репрессиями против оппозиции. Он лишь заявил, что "США поддерживают и высоко ценят уровень отношений с этой страной".

Однако те, кого волнует будущее Закавказья, должны противостоять тревожным событиям в Азербайджане, а не праздновать победу демократических сил в Грузии. Президент Гейдар Алиев сделал все, чтобы "бархатная революция", которая отстранила Шеварднадзе от власти, никогда не произошла в Азербайджане. В течение минувших десяти лет в Азербайджане не было замечено таких массовых митингов оппозиции, которые собирались в Тбилиси. Любой представитель оппозиции, который пытается провести мирные акции протеста оппозиции, рискует здесь стать жертвой полицейского произвола. После своего прихода к власти Гейдар Алиев запретил оппозиции проводить свои митинги на площади Свободы, которая является главной площадью столицы.

Оппозиции в Грузии удалось избежать репрессий, так как она добилась избрания своих представителей в парламент и муниципалитет Тбилиси. Но в Азербайджане таких учреждений, независимых от президентской власти, просто не существуют. Президент имеет здесь неограниченные полномочия, управляя всеми институтами власти от администрации сельских районов до парламента и судебной власти. В Азербайджане нет каких-либо независимых телеканалов, где может прозвучать мнение оппозиции, и каналы, контролируемые правительством, выступают с резкой критикой оппозиции. Власти даже идут на то, чтобы передавать в радиоэфире "признания" представителей оппозиции, которые были сделаны под пытками.

Ситуация в Грузии выглядит по-иному. Шеварднадзе с помощью своих сторонников тоже попытался сфальсифицировать результаты выборов в парламент. Но когда оппозиция вышла на улицы, Шеварднадзе в конечном счете понял, что часть сил безопасности уже присоединились к толпе. После ухода в отставку он признал, что подавление движения сопротивления могло бы привести к кровопролитию. Фактически именно оппозиция в парламенте и независимые СМИ не позволили ему подтасовать итоги выборов.

В ноябре я оказался в доме уважаемого деревенского лидера, который играл ведущую роль в борьбе Азербайджана против советской системы. После недавних выборов он был арестован и подвергнут электрошоку, после чего чуть было не погиб. Но его больше всего беспокоит разочарование односельчан, которые спрашивают его: "Вы убедили нас бороться против Советского Союза за демократию. Какую демократию вы нам дали? Нас всех уволили с работы, в наших домах нет газа, и теперь полицейские продолжают забирать нас в участок. Какая же это демократия?". Он заплакал, говоря, что у него нет ответов на эти вопросы.

Опубликовано 29 января 2004 года

Перевод - веб-сайт "ИноСМИ.ру"

Автор:
источник: Газета "The Moscow Times"