Базовое наследие "Национального движения"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Первые же публичные заявления Михаила Саакашвили указывают на то, что сложнейшим вопросом в дискурсе взаимоотношений с Россией остается вывод военных баз из Грузии.

Москва выводить войска не собирается. По всему видно, что Кремль сделает все, чтобы сохранить свое военное присутствие в Ахалкалаки и Батуми, опираясь на интересы местной элиты - не говоря уже о миротворческих силах.

Разработана соответствующая технология. Первым делом - выводить на улицы женщин и детей и перекрывать дороги. Притом Россия еще требует построить на ее территории военные городки для офицеров и членов их семей.

Что самое удивительное, грузинская сторона на полном серьезе стала обсуждать этот вопрос и обратилась к дружественным странам с просьбой о финансовой помощи. Час от часу не легче - в этом контексте апеллируют к опыту Германии: в 1994 г. Федеративная Республика Германия передала России десятки миллиардов марок для строительства военных городков и компенсации офицерам. Почему-то у нас никому в голову не приходит протестовать против такой постановки вопроса: создается впечатление, что Грузия когда-то развязала агрессивную войну против России, потерпела в этой войне поражение, а Россия оккупировала территорию побежденного противника и сейчас ведет переговоры (как с Германией) об условиях поэтапного вывода войск да еще и диктует условия бывшему агрессору. Разве это само по себе уже не абсурд?

Еще более странно, что никто не замечает кардинальной разницы между положением Грузии и других бывших союзных республик. Зададим элементарный вопрос: почему другие республики не имеют аналогичных проблем с Россией? Если не считать Черноморского флота, дислоцированного в Севастополе, Россия не имеет ни одной военной базы в Украине. Именно в этой стране (как и в Грузии) была дислоцирована сильнейшая армия Советского Союза. Куда она исчезла? Почему не трансформировалась в российские военные базы?

Представьте себе, даже в Беларуси Россия не имеет ни одной военной базы, а ведь эта страна - ее ближайший военно-стратегический союзник. В то же время (комедия, да и только!) в Грузии, которая считается главным геополитическим оппонентом России и "стучится в двери НАТО", дислоцированы шесть военных баз (не считая мелких объектов): в Батуми, Ахалцихе, Гудауте ("Реабилитационный центр миротворцев"), в Тбилиси (охрана штаба группы войск), в бассейнах рек Ингури и Лиахви. В то же время у России не осталось ни одной базы в Казахстане, Узбекистане и других республиках.

Чтоб разобраться в причинах такой аномалии, вспомним уже несправедливо забытые события 1988-1991 гг., которые на самом деле полностью определяют наше нынешнее положение.

Если помните, тогдашнее "Национальное движение" было категорически против использования "советских структур" и требовало только "деоккупации". Соответственно, лидеры "Национального движения" отчаянно сопротивлялись переводу распложенных на территории Грузии советских войск под юрисдикцию Грузии. Другие республики поступили именно так. Украина, например, в процессе распада Советского Союза просто объявила все находившиеся на ее территории подразделения "украинскими".

Но в Грузии о таком и слышать не желали: "Советская армия - та же российская армия. Грузия не должна считаться правопреемницей Советкого Союза, поэтому советско-российские войска должны незамедлительно покинуть нашу территорию". А пока у нас происходила эта история, другие не только не уступали войска России, а назначали своих командующих и переводили их под собственную юрисдикцию. А ведь в 1989-90 гг. многие русские офицеры, служившие в Грузии, и даже представители командования заявляли, что если страна будет проводить (формально) такой же лояльный по отношению к России курс, как, например, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев - они готовы признать юрисдикцию Грузии. Именно поэтому мы имеем сегодня то, что имеем, то есть 6 российских баз, вывести которые, наверное, в ближайшее время не удастся, и никто не знает, когда их вообще можно будет вывести. Хотя бы из южной Грузии - тогда, если мы откажемся от российской электроэнергии и природного газа, может, лет через 5-6 как-нибудь удастся убрать и штаб из Тбилиси.

Зураб Гогоберидзе.

Опубликовано 24 января 2004 года.

источник: Газета "Мтавари газети"