Русская литература: пророков нет?...

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В редакции "Ставропольской правды" состоялся "круглый стол", участники которого обсудили сегодняшнее положение в отечественной словесности "Роль литературы и литератора в современном российском обществе". Среди собеседников были: поэт Семен Ванетик, прозаик и издатель, Виктор Кустов, прозаик Тимофей Шелухин, поэт, председатель Ставропольского краевого отделения союза писателей России Валентина Сляднева, прозаик Владимир Бутенко, публицист, преподаватель отделения журналистики Ставропольского госуниверситета Галина Туз.

Нынешнее положение русской литературы оставляет двойственное впечатление. Невиданное изобилие книг, казалось бы, говорит о ее неоспоримом процветании. В то же время литература как серьезное чтение, сама личность писателя, очевидно же, утратили свое прежнее значение. Ведь мы еще помним время, когда в лице русской литературы нация и народ обретали общепризнанный мировой статус. Так было и в классические времена, и в социалистические. И вдруг в одночасье все переменилось. По степени влияния на умы ни один писатель сегодня, увы, не сравнится с ведущими знаменитых телешоу, тем же Малаховым, например... Что же происходит с современной русской литературой вообще и ставропольской в частности? Находится ли она в состоянии упадка, развития либо можно даже говорить о подъеме?

С. Ванетик: - Безусловно, русская литература в кризисе. Одна из причин - техногенная (бурное развитие ТВ, Интернета), вторая - смена социального строя, внедрение рыночной морали, ликвидация патернализма. Сегодня, собственно, сосуществуют две литературы - одна демонстрирует упадок духовности, другая пребывает в тени. Но, убежден, именно эта литература со временем выдвинет новых выдающихся писателей России. Вот почему я не испытываю всепоглощающего пессимизма.

В. Кустов: -  И все-таки, думаю, низшую точку упадка отечественная литература уже прошла. Было время, когда писатели не знали, зарабатывать деньги или выражать то, что происходит у человека в душе. Одни выбрали деньги, другие пишут в стол - начинают осмысливать жизнь...

Г. Туз: - Знаете, а для меня даже не было такой проблемы - "упадок русской литературы". Я живу и работаю среди литераторов, поддерживаю связь с теми, кто уехал за границу, и ощущаю: писатели на подъеме. Другое дело, что литература, по-моему, получила то место в нашем обществе, которое она занимает во всем мире. Да, литераторы уже не "властители умов", они просто занимаются своим делом. Совершенно не беспокоюсь о том, что дети перестали читать. Кто литературоцентричен, тот читает даже сейчас.

Т. Шелухин: - По моим наблюдениям, наша литература не ищет себя. Основной писательский корпус деморализован. Как писать сегодня реальную жизнь? Не понимают... Наступает время приусадебной литературы - это образ, конечно. Но, вспомним, Толстой, Тургенев, Успенский сидели в своих усадьбах и писали. А рядом жили их герои, про которых они все знали и понимали...

В. Кустов: - Но на какие деньги жить такому усадебному писателю? Тургенев мог это себе позволить, у него были средства к существованию.

Т. Шелухин: - Знаете, я вообще не сторонник профессионально дипломированных писателей. Это рынку нужны "профессионалы". А писатель... пусть самостоятельно зарабатывает на жизнь и пишет. И уж если выйдет на большую литературную орбиту, пусть работает за гонорар, как Толстой.

В. Сляднева: - Мы ставим диагноз, делаем прогнозы, но всех нас объединяет общая ситуация под названием "ставропольская литература". Конечно, она несет на себе груз нынешних общероссийских проблем, но давайте сравнивать... Недавно я вернулась из Дагестана, где, признаюсь, испытала настоящий шок и вот почему. Небольшая республика имеет 17 литературных изданий для взрослых и детей. Их выпуск - обратите внимание - финансируется из федерального бюджета. О чем это говорит? Прежде всего о том, что руководство наших кавказских республик умело заботится о будущем своего подрастающего поколения, о воспитании, о языке. И в Москве к их позиции относятся с пониманием. А что же Ставрополь? Ни одного литературного журнала, никакой поддержки. Писатели и поэты низведены до положения изгоев и попрошаек. У нас нет даже своего профессионального дома, где мы могли бы встретиться и обсудить дела. А что происходит вокруг? Страна заговорила на грубом вульгарном языке. От "современной литературы" нужно спасать наших детей... Кстати, ведь и президент Путин вынужден был констатировать: культура и литература не могут жить по законам рынка.

В. Кустов: - Литература - пища прежде всего натур утонченных. Но какова реальность? Интернет превратился в явление повседневности, в источник мощного усреднения культуры. Если вы выйдете на улицу и начнете говорить высоким слогом, вас ведь просто не поймут. Иными словами, должна быть разная литература - для элиты и для "ширпотреба...".

Т. Шелухин: - При всех негативах сегодняшней ситуации душа народа, я уверен, осталась чистой и светлой. Это телевидение несет в дома грязный поток бульварщины. И это пора прекратить.

В. Бутенко: - В таких условиях практически во всех уголках России местное руководство обращается к региональным культурным силам. Это относится и к нашим южным соседям. В Волгограде, Краснодаре, Ростове, в республиках Северного Кавказа продолжается финансирование писательских изданий за счет местных правительств. А, например, в Ханты-Мансийском автономном округе все члены творческих союзов, в том числе и писатели, получают приличную губернаторскую стипендию... В нашей же ситуации отношение руководства к своим, "местным" писателям мы видим иное. Соответствующей финансовой строки в бюджете края нет. Как нет и пророков в своем Отечестве. Да, ушли из жизни крупные мастера слова. Но уверены ли мы в том, что, живи они сегодня, им была бы оказана такая же поддержка, которую они имели в советские времена?..

***

Итак, поразмышляем... Когда не в "плохом телевизоре", а в реальной жизни встречаются объявления о проведении в Ставрополе стриптизфестивалей, начинаешь думать, а почему в это время русская культура жмется к стеночке и ведет себя тихо-тихо? А потом и остальные вопросы выстраиваются в ряд. Отчего, действительно, у ставропольских литераторов нет хотя бы одного собственного альманаха? Вспомним "Ставрополье"! Элементарная логика подсказывает: наверное, наши писатели просто неинтересны и никому не нужны. Но если бы это было так, в школьных программах по литературе не появился бы так называемый "региональный компонент", не изучали бы в школах края произведения Губина, Кашпурова, Шумарова, Екимцева и других. Почти все принимавшие участие в "круглом столе" также известны школьникам как региональные авторы.

Казалось бы, следующим шагом в деле серьезной поддержки правительством края ставропольской литературы и должен стать свой журнал. Ведь отсутствие печатного издания означает прекращение литературного процесса как такового. Можно, конечно, писать "в стол", но читать-то "в стол" не получится!

В этой двойственной ситуации литераторы ищут возможность сохранить связь с жизнью. Много лет практически бесплатно Галина Туз ведет литературное объединение. Виктор Кустов сам издает литературно-художественный журнал "Южная звезда" - о доходах и прибыли говорить не приходится, но он - единственный, кто печатает ставропольских авторов, не считая тех случаев, когда наших писателей - по пальцам перечесть - печатают в столичных журналах. Виктору Николаевичу принадлежит и другая интересная мысль. "Русская литература, - сказал он, - это действенная духовность, поступок. Чтобы ее возродить, нужно заново распахивать почву, ездить по краю, встречаться с детьми, работать ради будущего"... Но достаточно ли сегодня даже очень энергичных и благородных усилий? Не пора ли догадаться, что "ошибка кроется в расчетах" и за последние 18 лет, а это годы реформ, у нас деформировалось само понимание русской культуры. А культура - не что иное, как метод сохранения нации. Из толщи российских веков мы слышим обращенный к нам ее требовательный голос: сохраниться и продолжить развитие. Конечный итог культуры - не "мероприятия", не досуг и развлечения, не даже литература и искусство как таковые, а ОТНОШЕНИЯ человека к человеку, к природе, к Богу. Если смысл и качество этих отношений способствуют упрочению нации, можно говорить о состоявшейся культурной миссии. Мы же сегодня, почти уже не сознавая, выступаем лоббистами рынка. Но его роль в мире чрезвычайно гипертрофирована: не рынок теперь обслуживает человека, а человек - рынок...

Страна у нас такая большая и суровая, что сохранить ее жизнеспособность можно только общенародными усилиями. На Западе даже не понимают, какая система отношений, какой тип культуры необходим для выполнения этой задачи. Вот почему русская литература не может в России занимать "место", как во всем мире. И согласиться на деление народа на элиту и "ширпотреб" человек культуры тоже не может. Ибо "элита - не те, кто ставит себя выше, а те, кто требует от себя больше"... Но согласимся с другой мыслью: действительно, Россия - "нормальная" страна. Только норма у нас другая, и нам необходимо искать собственную формулу нормальной жизни. А реальность... Что ж, она может быть какой угодно - и война, и рынок, и мор... Но русская культура никогда не соглашалась с обстоятельствами. Она их самоотверженно меняла.

Опубликовано 20 января 2004 года.

Автор:
источник: Газета "Ставропольская правда"