Председатель Совета по прессе отвечает на критику
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В этом году Совет по прессе (СП) будет отмечать годовщину своего создания. Однако по поводу деятельности этой структуры имеются большие нарекания, в частности, звучат утверждения, что работу СП нельзя признать удовлетворительной и что эта структура, созданная с целью урегулирования отношений между печатными СМИ и обществом, так и не стала авторитетным посредником в различных спорах, не смогла помочь решению проблем газет. На этой неделе с критикой в адрес руководства СП выступили ряд учредителей этой структуры как из числа оппозиционных, так и проправительственных газет и журналистских организаций. В интервью "Эхо" председатель Совета по прессе ответил на критику:
- Как вы оцениваете работу Совета по прессе в 2003 году?
- В других странах Совет по прессе создается после возникновения независимой прессы, для урегулирования отношений газет с властями и обществом. У нас же СП был создан тогда, когда число независимых СМИ можно было пересчитать по пальцам. На наш совет была возложена огромная ответственность. В первые месяцы создания наша организация занималась вопросами своей госрегистрации, а затем наступил черед выборов, то есть предвыборный и поствыборный периоды. Поэтому объективно мы не могли нормально функционировать в прошлом году. И только сейчас Совет по прессе начинает нормально работать. Мы уже создаем мониторинговую группу для урегулирования отношений между журналистами и представителями правоохранительных органов. Для журналистов, которые будут освещать массовые акции, мы подготовили специальную униформу, со следующей недели будем раздавать. Кроме того, мы планируем раздачу специальных удостоверений журналистам, т.н. "желтые карты". Также в преддверии выборов 15 октября 2003 г. по нашей инициативе был подписан меморандум о недопущении публикаций в СМИ, противоречащих нормам этики. Мы смогли собрать за одним столом представителей проправительственных и оппозиционных СМИ. Я считаю, что именно благодаря нашей инициативе нарушения этических норм не дошли до своей критической точки и мы смогли пройти этот болезненный период.
- Но пункты этого меморандума были нарушены, буквально на следующий день, оскорбления продолжились в очень неприличной форме. Не доказывает ли это, что СП не пользуется авторитетом у СМИ?
- Это не вина СП. Дело только в радикализации общества. Общество слишком поляризовано. И независимых СМИ, за исключением одного или двух, не существует. Газеты, участвовавшие в этой игре, были полностью политизированы и являлись рупорами тех партий, которым служили. Они выполняли свою "миссию". Руководство СП понимало это и вело переговоры с руководителями этих СМИ. В беседе с нами они заявляли, что понимают свою ошибку, но по-другому не могут, так как это политический заказ. В целом же в год выборов СМИ не смогли отстоять свою независимость. Это был период поражения СМИ, и прошлый год в целом можно охарактеризовать как год потерь. Мы просто постарались остановить углубление этого конфликта. Теперь уже все позади. СП сполна выполнил свою миссию.
- Ваши оппоненты заявляют о том, что Совет по прессе не оперативен, реагирует на конфликты в сфере СМИ с большим опозданием...
- Я не согласен. Есть естественные процессы, которых невозможно предотвратить. СП смог остаться вне политических процессов и это большая удача. Часто нашими оппонентами выступают организации, которые либо вообще не являются учредителями СП, либо же не выполняют своих обязательств перед советом. Эти люди предвзято относятся к СП. Совет по прессе мог бы работать по-другому: радикальная часть общества хотела видеть СП оппозиционной структурой, власти хотели видеть совет проправительственным. Но мы сохранили свою независимость, и теперь СП самая
объективная структура в обществе. Я согласен только с частью обвинений в мой адрес и считаю, что постепенно СП окрепнет. Во многих случаях критика в мой адрес носит цель облить меня грязью и создать скандал, или же это является частью какой-то политической игры.
- Ваши критики требуют созыва съезда СП в этом году, на котором будет проанализирована, в том числе и ваша деятельность. В этом году съезд состоится?
- Мы - самая демократическая структура в стране. СП проведет свой съезд, как того требует закон. На этом съезде будет заслушан мой отчет. Но СП избран на 2 года и выборов нового состава СП на предстоящем съезде не будет.
- Вы сможете убедить своих оппонентов на съезде?
- Все знают, как обстоят дела в СМИ. Действия некоторых моих оппонентов можно расценить как попытку поймать рыбу в мутной воде. Такое было и на первом съезде. Против меня узкой группой лиц велась целенаправленная кампания. Такое будет и в этом году, и в будущем. Но я в экстремальных ситуациях чувствую себя лучше и буду бороться до конца.
- За счет каких источников в прошлом году формировались доходы СП?
- Только за счет членских взносов наших учредителей и никаких других источников финансирования у нас не было. СП проводит свои мероприятия бесплатно в Бакинском пресс-клубе и в Международном пресс-центре и располагается в здании комитета "Рух", где не платит за аренду. СП действует только за счет личной заинтересованности своих членов. Я не получил ни маната за работу в должности главы СП. У Совета по прессе 165 учредителей, но до сих пор только газеты "Халг", "525", "Айна-Зеркало", "Сес", "Ики сахил", "Ени Мусават", "Азадлыг", "Каспи", агентства "Туран" и "Азадинформ", Международный пресс-центр, Бакинский пресс-клуб и такие организации, как "Ени несил", "Рух" и "Интерньюс" заплатили членские взносы. Всего около 8 млн. манатов. Я уже несколько раз обращался к неплательщикам. Я прошу их выполнить свой долг перед СП. Если так будет продолжаться, то возникнет вопрос об их отчислении из состава учредителей. Однако мы решаем финансовые проблемы. СП уже обратился в Кабинет мини стров с просьбой о финансовом обеспечении выпуска желтых карт, мы начинаем переговоры с отдельными фондами для выделения финансов. А выпуск спецодежд для журналистов является совместным проектом СП и МВД. Можно считать, что мы уже начали действовать. Мы могли бы и раньше начать активную деятельность, но тогда СП превратился бы в марионеточную организацию в руках либо оппозиции, либо властей. Поэтому мы выжидали. Подготовка завершилась, и основная работа только начинается.
- Как вы собираетесь бороться с другой болезнью - журналистами-вымогателями?
- Большинство поступающих в СП жалоб связаны с "вымогательской" журналистикой. Мы пока изучаем поступившие жалобы, на днях доведем их до сведения общественности, тем самым публично осудим этих вымогателей. Около 30 тыс. человек по стране носят сейчас журналистские удостоверения. А мы заказали около 5 тыс. специальных удостоверений. Есть такие газеты, которые выходят раз в месяц, но в штате у них около ста человек, и, естественно, эти люди не получат наши специальные удостоверения (имеется в виду "желтая карта". - Ред.). Удостоверения будут с отличительным знаком и пронумерованы. Образцы этих удостоверений будут продемонстрированы по телеканалам. Организации будут знать, что журналистами являются именно люди с желтыми картами. Это также нужно для того, чтобы нам самим определить, сколько же в стране журналистов. С введением желтых карт мы решим и другую болезненную проблему СМИ. В некоторых редакциях журналисты работают без трудового соглашения, а это приводит к конфликтным ситуациям, когда права журналиста часто нарушаются редакцией. Основное требование при выдаче новых удостоверений - это наличие трудового соглашения между журналистом и редакцией, редакция должна платить налоги за работу этого журналиста. Это приведет к формированию нормальных трудовых отношений в редакциях.
Т.Балиев
Опубликовано 31 января 2004 года.