Грузия: спор вокруг военных баз
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После неожиданной смены власти в Грузии и прихода в руководство страны политиков с ярко выраженной прозападной ориентацией разногласия между Тбилиси и Москвой по поводу сроков и условий вывода российских баз с территории Грузии вспыхнули с новой силой. Вопрос ликвидации баз остается главным в повестке дня грузино-российских отношений с тех пор, как в результате "революции роз" в ноябре прошлого года к власти пришел один из ее лидеров Михаил Саакашвили. Между тем Соединенные Штаты, руководство которых относится к Саакашвили с нескрываемой симпатией, увеличивают объем помощи стране, в том числе в военной сфере. Так, правительство США уже выделило три миллиона долларов для выплаты зарплаты грузинским военнослужащим. Кроме того, было заявлено о предоставлении Грузии в 2004 году беcпрецендентной помощи в размере еще 164 миллионов долларов.
Хотя официальные переговоры рабочих групп, занимающихся определением сроков вывода баз, в настоящее время прерваны, этот вопрос за очень короткий период времени был обсужден на ряде встреч высокого уровня. В первую очередь это касается встречи и.о. президента Грузии Нино Бурджанадзе с президентом РФ Владимиром Путиным, а также переговоров, имевших место во время визита в Грузию заместителя госсекретаря США Линна Паско. Основным предметом торга между Грузией и Россией являются две оставшиеся с советских времен базы - 12-я Батумская, расположенная на территории автономного региона Грузии Аджарии, и 62-я Ахалкалакская - у границы с Арменией. В принципе, сегодня Россия уже не противится "демонтажу" своих грузинских баз. В рамках обязательств, взятых на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году, Россия в течение года вывела из Грузии Вазианскую военную базу. За этим должны были последовать аналогичные действия и в отношении Гудаутской базы, однако из-за того, что юрисдикция центральных властей Грузии на эту территорию не распространяется, Тбилиси требует проведения в Гудаута международного мониторинга под эгидой ОБСЕ, с чем не соглашается Москва. Что касается Батумской и Ахалкалакской баз, Россия требует для их вывода 11 лет, тогда как Грузия настаивает на трехгодичном сроке.
Политолог Сосо Цинцадзе считает, что приход к власти в Грузии новых сил может ускорить процесс ликвидации российских военных баз. "Стопроцентной гарантии, что Россия прямо сейчас выведет базы, конечно, нет - это нереально, - сказал он в беседе с IWPR. - Но положение России серьезно осложнилось. Такой активизации Запада - в лице США и Евросоюза - в вопросе выполнения стамбульских договоренностей во время президентства Эдуарда Шеварднадзе я не помню".
Между тем участие США в процессе вывода Батумской и Ахалкалакской баз с территории Грузии стало приобретать конкретные черты. В ходе своего визита в Тбилиси Линн Паско заявил, что США и раньше финансировали вывод российских баз с территории Грузии и готовы сделать это теперь. При этом Паско подчеркнул: "В ареале ОБСЕ войска какого-либо государства не должны находится там, где их пребывание не приветствуют". Как сообщил недавно вернувшийся с переговоров в Москве министр иностранных дел Грузии Тедо Джапаридзе, "российская сторона предложила Грузии изыскать 500 миллионов долларов для ускорения процесса вывода двух российских военных баз из Ахалкалаки и Батуми".
По мнению Сосо Цинцадзе, Москва серьезно озабочена стремлением США обосноваться в регионе. "Россия всячески будет пытаться затянуть этот процесс, что не устраивает ни Грузию, ни США, которые заинтересованы не столько в самой Грузии, сколько в кольце Кавказ - Центральная Азия, где американцы с каждым днем укрепляют свое военное присутствие, - говорит он. - Основным, жизненно важным сырьем 21 века являются энергоносители. Ресурсы Ближнего Востока с каждым днем становятся все менее надежными, и им (США) необходима альтернатива, которая может быть найдена в этих регионах. Присутствие тут российских военных США не устраивает, а потому следует ожидать продвижения вперед. Все зависит от того, на сколько лет сможет растянуть свой уход Россия".
Решению проблемы препятствуют также некоторые внутренние факторы. Так, известно, что большинство жителей Ахалкалакского района, население которого является преимущественно армянским, трудоустроены на базе. "Я кормлю семью на зарплату, получаемую на базе, - говорит IWPR житель Ахалкалаки Гагик, одетый в потертую военную форму российского образца. - Пусть правительство обеспечит меня работой, а потом требует вывода базы".
В Батуми этим препятствующим фактором является глава Аджарской республики Аслан Абашидзезе, политический имидж которого зиждется на подчеркнуто добрых отношениях с Москвой. Разногласия между Абашидзе и центральными властями Грузии - давняя история, начавшаяся задолго до "бархатной революции". Как отмечают эксперты, к переговорам с Абашидзе уже подключились американцы. Так, 14 января на встречу с главой автономии в Батуми прибыл президент американской неправительственной организации "Комитет США - НАТО" и руководитель проекта "переходных демократий" Брюс Джексон.
Тем временем все активнее муссируется мнение, что после вывода с грузинской территории российских баз, США попытаются усилить свое военное присутствие в стране. На сегодняшний день с миссией обучения давно пришедшей в негодность грузинской армии в Грузии находятся американские военные. И хотя власти Грузии отрицают подобную перспективу, специалисты склонны считать, что шансы создания на территории страны американских военных баз велики. "Военное присутствие США - это не обязательно наличие огромных частей с бронетехникой, как на российских базах. США предпочитают иметь военно-воздушные и военно-морские базы и мобильные группировки", - сказал IWPR независимый военный эксперт Ираклий Аладашвили. Об этом, по его словам, свидетельствуют проведенные американскими военными специалистами исследования военной инфраструктуры Грузии - в частности, ряда военных аэродромов. Аналогичные исследования были проведены и в Азербайджане, где военное руководство США планирует использовать три аэродрома. "Эти меры, позволят США контролировать не только южные регионы России, но и северные регионы Ирана", - сказал Ираклий Аладашвили.
Сосо Цинцадзе также допускает создание в Грузии американской станции воздушного слежения. Кроме того, по его мнению, США постараются увеличить численность военных советников в Грузии и, возможно, довести ее до нескольких тысяч. Действительно, увеличение численности американского контингента в Грузии очень скоро может стать реальностью. Профинансированная правительством США на 64 миллиона долларов программа "Обучение и оснащение" Вооруженных Сил Грузии, в рамках которой американские инструктора подготовили в соответствии со стандартами НАТО более двух тысяч грузинских военнослужащих, подходит к концу, и руководство двух стран уже обсуждает аспекты продолжения сотрудничества в этой сфере.
"Существует договоренность о начале новой программы подготовки грузинских военнослужащих при поддержке США, однако окончательно вопрос о ее проведении должен быть утвержден новым руководством Грузии", - заявил IWPR руководитель главного управления кадров, министерства обороны Грузии, бригадный генерал Дмитрий Лежава. Программа, скорее всего, начнется весной текущего года, хотя подробности о ней неизвестны.
Опубликовано 26 января 2004 года