Алексей Карабут: "Вместо льгот мы предлагаем социальное пособие"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Как "социалка" закончила прошлый год и с чем вступила в год 2004-й - об этом корреспондент газеты беседует с министром труда и социальной защиты населения Ставропольского края А. Карабутом.
- Алексей Павлович, каждый год в крае проходит под каким-то "флагом". То это год семьи, то сельского хозяйства, ЖКХ. 2003-й в крае и в стране был годом инвалида. И каковы результаты?
- Мы обслуживаем самые незащищенные слои населения, в их числе и инвалиды. Это требует больших бюджетных средств. Хотя сразу скажу, что деньги наши учреждения тоже зарабатывают, но еще недостаточно. Что радует - с каждым годом бюджетное финансирование отрасли идет с увеличением. В прошлом году мы получили 1 млрд. 758 млн. рублей - на тридцать процентов больше, чем в 2001 году. Удалось существенно укрепить материальную базу тех учреждений, где находятся инвалиды. Отремонтировано семь домов-инвалидов, они не просто хорошие - отвечают европейским стандартам. Шесть лет строился дом-интернат для пожилых людей и инвалидов в Левокумском районе, а практически все сделано за один прошлый год. Это учреждение нового типа, современный пансионат, где комнаты на 1-2 человек, где с инвалидом по душам поговорят, его обследуют, ему сделают массаж, инъекции, физиопроцедуры. Мы отходим от крупных учреждений на триста человек и строим на 30-50, где уютно и все компактно. Оборудовать такие райские уголки в крае помогает Пенсионный фонд России, он выделил свыше 50 млн. рублей. Это одно направление, второе - непосредственная реабилитационная работа в учреждениях, обеспечение спецавтотранспортом и другими средствами. В прошлом году автомобили "Ока" получили около шестисот инвалидов и участников войны.
- Годом раньше, насколько я знаю, обладателей автомобилей было больше...
- Средства из федерального бюджета тогда и сейчас выделяются в одном объеме - 42 млн. рублей. Но три года назад "Ока" стоила где-то 72 тысячи рублей, а в прошлом году - уже 84 тысячи. Поэтому за те же деньги меньше приобретено транспорта.
- Очевидно, "финансовую" корректировку должно сделать Министерство труда и социального развития - больше выделять средств регионам.
- Мы на это надеемся. Министр А. Починок заявил, что к 60-летию Победы надо закрыть две позиции - обеспечение фронтовиков автомобилями "Ока" и телефонизация их квартир. Но это тем, кто инвалидность получил на фронте. В нашем крае спецавтотранспортом надо обеспечить 1700 человек. Почему возникла такая очередь? Просто люди увидели, что выделение автомобилей идет интенсивно, срок ожидания в очереди сократился до полутора лет, и пошли заявления. По телефонизации тоже видны результаты. Если в 2001 году в квартирах этой категории населения было установлено 412 телефонов, в 2002-м - 812, то в прошлом году - 1300.
- Но здесь, вероятно, связисты постарались...
- Да, они много сделали, но деньги-то выбивало наше министерство. Мы договаривались, а кого-то уговаривали и добились увеличения ассигнований.
- В 2004 году ощутимую финансовую поддержку получат сельская школа и сельское здравоохранение. А вашей отрасли удалось отстоять свои интересы?
- Мы серьезно проработали все вопросы с минфином края, встретили там понимание, нам пошли навстречу. Из краевого бюджета выделяется 2 млрд. 120 млн. рублей - на двадцать процентов больше, чем в прошлом году. А по сравнению с 1997 годом, когда было образовано наше министерство, увеличение - в четыре раза. Тогда нам дали 550 млн. рублей. Из общей суммы примерно полмиллиарда рублей идет на содержание учреждений, один миллиард - на выполнение законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов". Здесь также используются средства федерального бюджета. А 500 млн. рублей предназначено для разного рода выплат. Минфин учел приближение 60-летия Победы в части приобретения спецавтотранспорта, санаторно-курортного лечения фронтовиков, протезирования. Четыре миллиона рублей выделено на покупку автомобилей "Ока" для городских и районных советов ветеранов. Они им необходимы, особенно в сельской местности, когда надо поехать в отдаленный хутор, проведать больного.
- Лет пять назад в крае сильно буксовал Закон "О ветеранах". В одних районах льготы оказывались в полном объеме, в других - усеченные...
- Уже третий год льготы по этому закону финансируются за счет краевого бюджета. Под действие закона подпадает свыше 400 тысяч ветеранов. Такого сильного различия, как раньше, уже нет. Закон (с учетом объема финансирования) выполняется почти на 99 процентов. В 2004 году выделяется 567,7 млн. рублей - на сто миллионов больше. Я считаю, это очень существенно. При профиците бюджета минфин обещал к федеральным средствам на покупку автомобилей "Ока" добавить 20 млн. рублей из краевого бюджета. Суммы большие, но их недостаточно. Наша полная потребность по Закону "О ветеранах" - около трех миллиардов рублей, столько же - по Закону "О социальной защите инвалидов". А получаем от 10 до 17 процентов. И, к сожалению, мало средств выделяется на инвалидов детства и инвалидов общего заболевания.
- К нашему стыду, мы имеем не только мизерное ежемесячное пособие на ребенка - 70 рублей, но и долги перед семьями за несколько лет. Когда же разрубим этот гордиев узел?
- За прошлый год задолженность сократилась на 243 млн. рублей. Осталось выплатить долги за 1999 и 2000 годы, это около 60 млн. В первом полугодии задолженность будет полностью погашена. Но я скажу другое. Несмотря на адресность выплаты детских пособий, учет подушевого дохода в семье, число получателей сократилось не намного. Все дело в том, что треть населения имеет средний душевой доход ниже прожиточного минимума. Хотя здесь есть проблема - при этом не учитываются доходы, особенно в селах, от личных подсобных хозяйств. Этот вопрос мы ставим, его надо решать.
- Уж коли речь зашла о бедности... Борьбу с ней президент объявил одним из приоритетов политики. На ваш взгляд, какие надо принимать меры?
- Сокращение бедности все-таки идет. Несколько лет назад на грани выживания находилось более сорока процентов населения. Здесь пути известны: дать людям достойную работу, повышать зарплату, тогда больше будут отчисления в бюджет, поднять размер пенсий. Надо пересмотреть систему льгот и компенсаций - это однозначно. Мы предлагаем ввести единое социальное пособие. Рассчитать ветерану или инвалиду все, что ему положено по льготам, и определить сумму такого пособия. А он пусть решает, куда использовать деньги - на коммунальные нужды или съездить к брату во Владивосток. Концепция выплаты социального пособия утверждена в правительстве края, но пока вводить не можем, ждем изменений в законодательстве на федеральном уровне.
- Алексей Павлович, в ваше ведомство традиционно много идет писем и обращений. Были иски в суды от ликвидаторов аварии в Чернобыле. Что-то изменилось за прошлый год?
- За год поступило 2840 писем, относящихся к компетенции министерства. Это на уровне 2002 года. К сожалению, не всегда мы можем удовлетворить запросы людей. И дело не только в финансировании - у нас несовершенна законодательная база. По тем же чернобыльцам. Есть специальный закон, но судьи трактуют его по-разному. Инвалиды подали 300 исков в суды, а нам вместо того, чтобы их социально защищать, приходится отстаивать букву закона. Мы - государственные люди. Или выдача спецавтотранспорта. По инструкции, которой уже тридцать лет, автомобиль положен инвалиду войны, если он был ранен в ногу на передовой. А если ноги отказали из-за заболеваний центральной нервной системы или по другим причинам, то спецтранспорт уже не положен. Вот и попробуй объясни все это человеку.
И таких примеров можно привести много. Мы, конечно, все эти вопросы ставим на российском уровне, но пока они не решаются. Необходимо вносить изменения в законодательство.
Опубликовано 17 января 2004 года