По мнению правозащитников, суд по делу о взрывах домов в Москве и Волгодонске не дошел до истины
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
21 января 2004 года в независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция, тема которой была: "Как в суде теряются доказательства по делу (Детали закрытого московского процесса о взрывах 1999 года глазами очевидцев)". В пресс-конференции приняли участие Сергей Адамович Ковалев - председатель общественной комиссии по взрывам жилых домов в Москве и Волгодонске; Валентин Михайлович Гефтер - директор Института прав человека, член Общественной комиссии; Шамиль Надимович Арифулов - адвокат осужденного Юсуфа Крымшамхалова, член Московской коллегии адвокатов.
Со вступительной речью к журналистам обратился Валентин Гефтер:
- Дело, в котором наша комиссия приняла участие, особое, страшное. В нем пересекаются сразу три разных ракурса: потерпевшие, обвиняемые и общество. Главный вопрос - что произошло с нами в сентябре 1999 года, кто в этом виноват.
К сожалению, по мнению участников пресс-конференции, суд, который длился всего 1,5 месяца, так и не выполнил своих прямых обязанностей - не дошел до истины, не показал лицо тех, кто виновен во всем произошедшем. О том, что здесь был задействован принцип "сквозь пальцы" говорит тот факт, что меньше чем за 45 суток судьей были изучены 91 том уголовного дела.
- Претензий у защиты к следствию нет, все проходило в соответствии с буквой закона, - сказал адвокат Шамиль Арифулов, - все права моего подзащитного были соблюдены, но вот по ходу ведения судебного заседания появлялись очень большие претензии, как к судье, так и к представителям гособвинения. К примеру, представитель гособвинения осознанно искажал отдельные материалы обвинительного заключения, выходил за те рамки, которые были обозначены обвинительным заключением, использовал ряд материалов обвинения, которые в обвинительном заключении не упоминались. Еще представители гособвинения использовали в качестве доказательных некоторые материалы, которые были опровержены в ходе следствия, то есть была доказана непричастность моего подзащитного. Не могу не высказать своего недоумения и по поводу работы некоторых СМИ, иногда случались существенные искажения информации, к примеру, моего подзащитного Крымшамхалова обвиняли в том, что он в Москве, в грузовике арендованном им же, якобы, развозил взрывчатое вещество, что не является правдой.
По окончании встречи с журналистами итог подвел председатель общественной комиссии по взрывам жилых домов в Москве и Волгодонске Сергей Ковалев:
- Данный судебный процесс приобрел незаслуженно серьезное значение. На скамье подсудимых оказались люди, которые косвенно причастны ко всему произошедшему. Власть сегодня пытается поставить точку, пытается уйти от настоящего расследования, от розыска первых лиц, которые были заказчиками.