Заявление Хьюман Райтс Вотч по случаю Дня прав человека

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Отстоять венские принципы

Отмечая сегодня День прав человека, мы должны вспомнить о другой приходящейся на этот год и почти забытой важной вехе. Десять лет назад, в июне 1993 г., представители международного сообщества собрались в Вене на Всемирную конференцию по правам человека, чтобы подтвердить свою приверженность универсальным ценностям.

Оставив позади бесконечные споры о культурных особенностях и об иерархии прав, представители более 170 стран провозгласили, что "универсальность этих прав и свобод носит бесспорный характер...Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны".

Для правозащитного движения это было время уверенности и оптимизма. "Холодная война" завершилась стремительной волной демократических перемен в ранее авторитарных государствах. Политзаключенные после долгих лет выходили на свободу или даже становились президентами.

Появление верховного комиссара ООН по правам человека открывало новые перспективы в глобальном масштабе. По всему миру происходила мобилизация активистов вокруг широкого спектра правозащитных проблем, и в коридорах власти начинали все больше прислушиваться к их голосу.

В последующие годы правозащитное движение добилось крупных успехов. Практически всеобщее признание получила Конвенция о правах ребенка. На Пекинской конференции была вновь поставлена проблема прав женщин. В мировом сообществе утверждалось неприятие насильственных исчезновений, пыток и смертной казни.

Были запрещены противопехотные мины и предприняты новые усилия по недопущению как использования детей в вооруженных конфликтах, так и худших форм детского труда. Бывшие диктаторы наконец утратили свой иммунитет, и на случай бездействия национальных судебных систем был создан международный уголовный суд, уполномоченный рассматривать дела по самым тяжким преступлениям против прав человека.

Сложилось понимание важности прав человека, эффективности государства и законности для борьбы с бедностью и обеспечения устойчивого развития. Предприниматели и другие субъекты экономической жизни стали обращаться к проблемам защиты прав человека и социальной ответственности.

Но в это же время происходили события в Руанде и Боснии, где над международным сообществом вновь забрезжил призрак геноцида. В эти годы мир закрывал глаза, а иногда и раздувал, давние и ожесточенные конфликты в Колумбии и на Ближнем Востоке, в Чечне и в районе Великих озер, а также в Афганистане. Это было время, когда увеличивался разрыв между бедными и богатыми странами и когда во все более глобализованной экономике торговые и финансовые "короли" могли одним росчерком пера лишить миллионы людей средств к существованию или элементарных условий для жизни. За прошедшее десятилетие эпидемия ВИЧ/СПИД сокрушительным валом прошлась по целым группам людей и разрушила жизнь многих представителей молодого поколения. Это были годы, когда миллионы людей были согнаны с мест и отвергнуты там, где они когда-то находили защиту. Минувшее десятилетие стало свидетелем банкротства государств, возникновения режимов-мутантов и новых форм терроризма, для которых не осталось ничего святого.

После трагедии 11 сентября 2001 г. правозащитное движение столкнулось с новыми вызовами и угрозами. Угроза терроризма, который в случае умышленно массового характера является преступлением против человечества, все еще нависает над миллионами мирных людей. Со своей стороны, правительства по всему миру принимают регрессивные антитеррористические законы, которые чреваты подрывом основных прав. Власти задерживают подозреваемых без предъявления обвинения, отказывают им в процессуальных гарантиях и передают их из страны в страну, не обращая внимания на риск пыток или неправосудного процесса. В некоторых государствах получившие ярлык террористов становятся жертвами убийств и внесудебных казней.

На Венской конференции десять лет назад правам человека противопоставлялись так называемые "азиатские ценности", пытавшиеся ставить интересы общества и общественной безопасности выше прав отдельной личности. Правительства настаивали на том, что приоритет должен быть отдан экономическому и социальному развитию, а гражданские и политические права - это производное.

Сегодня эти аргументы в значительной степени ушли в прошлое, но теперь государства атакуют права человека на другом давно известном фронте, используя антитеррористическую риторику для оправдания произвола и репрессий в отношении политических противников. Когда-то решительно выступавшие против нарушений прав человека, западные страны теперь и сами прибегают к этой тактике или молчаливо потворствуют своим репрессивным союзникам по борьбе с терроризмом.

Международная система прав человека, выстроенная за десятилетия самими же государствами, переживает беспрецедентно трудный период. Комиссия по правам человека, высший международный форум в этой области, в немалой степени узурпирована правительствами-нарушителями, преследующими цель оградить себя от международного контроля и создающими систему круговой поруки. Образованные для мониторинга ситуации с правами человека экспертные механизмы не справляются и подвергаются политическому давлению. Пост верховного комиссара по правам человека после трагической гибели Сержиу Виейры ди Меллу остается вакантным. Совет Безопасности не выполняет своих задач по защите гражданского населения в вооруженных конфликтах и во время перехода к миру. США развернули идеологическую вендетту против Международного уголовного суда.

В этих условиях День прав человека должен стать поводом для раздумий, подтверждения принципов и придания им второго дыхания. Раздумий - о хрупкости прогресса и вызовах, которые стоят перед нашим движением. Подтверждения принципов - с точки зрения отстаивания дела прав человека и достигнутых на этом пути важных завоеваний. Наконец, придания нового импульса - международным механизмам, которые могут противостоять произволу и обеспечить претворение в жизнь обязательств, взятых на себя государствами в Вене десять лет назад.

источник: "Human Rights Watch"