Вагиф Молла Панах
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Азербайджанский поэт и государственный деятель.
Родился около 1717 года в деревне Салахлы (ныне Казахский район Азербаджана) в крестьянской семье. Знал арабский и персидский языки. Учился у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни. Был учителем (приставка "молла" к имени поэта связана с этой его деятельностью), затем везиром (министром иностранных дел) карабахского правителя. На этом посту проявил незаурядные способности дипломата.При его участии был заключен оборонительный союз между Карабахом, Грузией, Талышским и Эриванским ханствами против Ирана. Он же был инициатором переговоров с Россией, имевших целью заручиться ее поддержкой. В 1797 власть в Карабахе была захвачена племянником Ибрагим-хана Мухаммед-беком Джеванширом, по повелению которого Вагиф был убит в Шуше вместе с сыном - молодым поэтом Али-беком, дом его разгромлен.
Произведения поэта в рукописях не сохранились и были собраны впоследствии по отдельным записям или из уст певцов. Первый сборник стихов Вагифа был издан в 1856 М. Ю. Нерсесовым в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). Собиранием стихов Вагифа усиленно занимался и М. Ф. Ахундов. Первое наиболее полное их собрание было издано в 1945 году (русский перевод 1949 г.).
Своим поэтическим творчеством Вагиф открыл новую страницу в азербайджанской поэзии, приблизив ее к народу. Его лирика жизнерадостна; он трезво судит о реальной жизни, а ее невзгоды стремится преодолеть силой разума, находя философский смысл даже в скорбях. Высшая награда человеку в этом мире - любовь земная, почти языческая. В отличие от поэтов-романтиков, воспевавших возвышенно-жертвенную любовь к идеальной красавице, Вагиф поэтизирует наслаждение, создает образы вполне реальных красавиц, веселых проказниц ("Фиалка", "Двух красавиц я славлю", "Грудь упругая прекрасна"). В поздние годы в стихах Вагифа крепнет обычный для средневековой восточной лирики мотив "превратности судьбы": бессилие человека перед лицом рока, провидения ("Видади, ты на черствые эти сердца погляди"). Философская лирика проникается горечью ("Кто совершенен, того постигают напасти судьбы") и ироническим отношением к миру обмана и зла ("Я правду искал, но правды снова и снова нет"). Вагиф вместе с Видади, старшим современником и другом, утвердил в азербайджанской поэзии ашугскую форму гошма, наиболее близкую к народному поэтическому творчеству, хотя своими великолепными газелями, мухаммасами, написанными в строго классической форме, отдал дань и поэтической школе Физули. Стихи Вагифа поются поныне ашугами и певцами. Популярная народная поговорка гласит: "Не всякий, кто учится, сделается Молла-Панахом". Жизнь Вагифа нашла художественное воплощение в драматической поэме С. Вургуна "Вагиф".