Безнадежная ностальгия, в которую впала оппозиция

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Представители армянской оппозиции после свершившегося переворота в Грузии впали в некоторую своеобразную ностальгию. Они сожалеют, что в феврале (после президентских выборов) не использовали свой потенциал для смещения президента, что удалось их соседям - грузинам. Может быть, нам повезло, что президентские выборы в Армении не состоялись после событий в Грузии... Однако даже по нескольким причинам и в этом случае нашей оппозиции не удалось бы осуществить смену власти.

Одна из причин заключается в том, что против нашей оппозиции стояла организованная власть, которая отсутствовала в Грузии. Шеварднадзе, по сути, контролировал только свою резиденцию и не имел реального влияния над всей территорией и в кругу силовых структур, что в подобных ситуациях имеет стержневое значение. Отсутствие такого влияния стало очевидным, когда после объявленной президентом страны чрезвычайной ситуации на площадях Тбилиси не поубавилось количество людей, не уменьшились резкие заявления. А в конечном итоге президент был вынужден подать в отставку.

Именно по этой причине оппозиции в Азербайджане не удалось добиться серьезных успехов, потому что силовые структуры в стране находились под строжайшим контролем властей. Однако в отличие от Армении и Грузии, в Азербайджане силовые, и, в частности, полицейские структуры предприняли такие меры, благодаря которым заблокировали "уличные" шествия оппозиции.

Вообще события в Грузии по многим позициям похожи на события, которые произошли в Армении в 1996 году после президентских выборов: блокада парламента, избиение депутатов. Однако, в отличие от руководителей грузинской оппозиции, например, Саакашвили, который вместе с народом вошел в парламент, лидеры нашей оппозиции в то время предпочли обратиться в бегство, оставив массы один на один с властью. Кстати, то же самое произошло и в Азербайджане, и, если судить по этим критериям, то грузинская оппозиция более организована, более принципиальна, чем ее "коллеги" из двух соседних республик.

В действительности это не имеет никакого значения. Наоборот, то, что оппозиция в Армении не пошла на штурм парламента и другие крайние шаги, показывает, что правильней действовать в рамках конституции и законности, чем оказаться в плену собственных амбиций, это более демократично, чем-то, что произошло в Грузии. С этой точки зрения заявления, будто Грузии удалось избежать антиконституционных действий, просто смешны. Только то обстоятельство, что Нино Бурджанадзе до отставки Шеварднадзе заявила, что она берет на себя обязанности президента, уже антиконституционно по двум простым причинам. Первая: президент страны пока еще находился у власти, и никто не доказал обратного, и он не представил заявления об отставке. Вторая: прошли новые парламентские выборы, и полномочия Нино Бурджанадзе, как председателя предыдущего парламента, приостановлены первым заседанием нового парламента, которое так и не завершилось. И исполняющий обязанности президента самозванец созывает заседание Совета безопасности, обращается к народу с воззванием. Для этого, по крайней мере, необходимо, чтобы Центральная избирательная комиссия признала результаты выборов недействительными, что так и не было сделано. И если бы наша оппозиция пожелала такой победы, то ей не стоило завидовать. Кроме того, вряд ли найдется хоть один, что попытается убедить, что конституция позволяет и поощряет уличные шествия с оружием в руках и, тем более, стрельбу из этого оружия. Ни в Азербайджане, ни в Армении оппозиция не пошла на подобные шаги. Или оружия не было, или же оно было, но оппозиция предпочла его не демонстрировать, тогда как в Грузии пошли и на этот шаг, что указало на то, что активная часть грузинской оппозиции криминогенна. Из этого напрашивается вывод, что будущие грузинские власти получат серьезную поддержку криминала. А это, в свою очередь, так же взрывоопасно, как и несостоятельность Шеварднадзе контролировать ситуацию по всей стране.

Здесь очень важен фактор народа. В Грузии против властей и, в частности, против Шеварднадзе выступил весь народ. И это понятно, исходя из их социально-экономического положения: ни одно общество не стерпело бы те условия, которые сложились в Грузии. И как бы наша оппозиция ни указывала на безутешное социальное положение нашего общества, с этой точки зрения положение в нашей стране не сравнить с положением в соседних странах. В Грузии все общественные слои населения в одинаковой степени были недовольны политикой, проводимой властями. То, что отсутствовало в Армении, и, почему бы и нет, - в Азербайджане. В этом аспекте грузинская проблема схожа с армянскими событиями 1996 года.

Оппозиция в Армении, несмотря на большое число сторонников, в основном безработных или "вечно недовольных" любой властью, такой общественной поддержки не имела. Следовательно, невозможно представить, чтобы эта масса людей смогла бы осуществить "революцию".

События, которые произошли в Грузии, выдвинули перед ней множество проблем. И первая из них заключается в восстановлении собственного авторитета, международного имиджа. С этой точки зрения ожидаются довольно интересные развития, так как после ухода старой власти все политическое поле в Грузии сконцентрировано в руках оппозиции, из кругов которой именно должен быть избран новый президент страны. Какая новая оппозиция зародится в Грузии, пока еще не ясно, потому что на президентское кресло равно претендуют несколько кандидатов, которые были союзниками во время парламентских выборов. Так что пока еще все впереди.

Опубликовано 27 ноября 2003 года.

Автор:
источник: Газета "АЗГ" (Армения)