Заместитель Генпрокурора России дал таинственную пресс-конференцию
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
13 января, в годовщину создания российской прокуратуры, заместитель генпрокурора России Сергей Фридинский в Ростове собрал журналистов на пресс-конференцию, посвящённую итогам работы прокуратуры ЮФО в прошлом году. Как заметил Сергей Николаевич: "Количество преступлений террористической направленности возросло в 2003 году на 54 процента, в то же время общий рост преступности в Южном федеральном округе значительно ниже роста преступности по России в целом".
Точных цифр прокурор, впрочем, называть не стал, сосредоточив внимание на одной из самых успешных, по его мнению, операций за последнее время. Речь идёт о разгроме банды боевиков, напавшей в декабре на погранзаставу в Цунтинском районе Дагестана. "Возглавлял и руководил этой преступной группой Руслан Гелаев, который имел определённую цель - уйти на зимовку в Грузию", - сообщил Фридинский. Правда, Фридинский формулировал мысли столь обтекаемо, что, по мнению слушавших его журналистов, "излишне перешифровался". С одной стороны, он рапортовал, что "насчитывала эта группа 36 человек, из них задержано на сегодня пять, судьба остальных будет известна в ходе дальнейшего исследования дела". Затем тут же уверил, что банда практически вся уничтожена: "У боевиков не было возможности вырваться из кольца". И сразу добавил: "Мы, конечно, не можем ручаться, что кто-то из них не остался в живых". Получается, федералы всех бандитов вроде бы как немножечко совсем уничтожили. Но своей головой Фридинский за это не ручается.
Зато Сергей Николаевич радостно поведал: "Как говорят задержанные, один из вопросов, который серьёзно мешал совместной деятельности командиров в Чечне, - возникшие разногласия между Гелаевым, Масхадовым и Басаевым". Что это за разногласия, заместитель генпрокурора России тоже растолковывать не стал. Равно как не стал Фридинский и называть фамилии пойманных моджахедов, которым, как он сообщил, уже предъявлены обвинения по статьям "убийство", "посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов" и "участие в незаконных вооружённых формированиях".
Репортеров интересовали также взрывы электричек в Ставропольском крае (сентябрь и декабрь 2003 года). В результате обоих терактов погибло 53 человека, ранено свыше 180. Здесь Сергей Николаевич снова заговорил загадками. С одной стороны, он заявил: "Источник зла установлен - это конкретные заказчики и того и другого преступления". Однако тут же добавил несколько лёгких штрихов, мигом запутавших всё дело: "Есть люди, которые имеют отношение и к одному, и к другому теракту, а есть те, кто имеет отношение либо к одному, либо к другому". Кто к чему какое отношение имеет, присутствующие уже совсем перестали понимать, тем более что прокурор традиционно не назвал ни одного имени и даже намёка, в каком направлении искать этот злополучный "источник зла". Прокурор лишь сообщил давно известный факт, что по сентябрьскому взрыву есть задержанный, которому предъявлены обвинения в совершении теракта и убийства. Кроме того, "у следственных органов имеется много фактов, которые требуют проверки и процессуального закрепления", - с традиционной таинственностью заключил прокурор.
Настолько же туманно ответил Фридинский и на вопрос по поводу расследования обстоятельств трагедии на шахте "Западная-Капитальная". На традиционный русский вопрос "кто виноват?" прокурор уверенно ответил, что "виновато нарушение правил техники безопасности, тут никаких сомнений нет". Недавно на шахте завершила работу специальная государственная комиссия, назначившая экспертизу случившегося. "По её результатам и будет предъявлено обвинение виновным", - грозно заявил Сергей Фридинский.
Аркадий Южный
Опубликовано 14 января 2004 года.