Общество само решает, кому можно доверять, считает лидер оппозиционного блока "Справедливость" Степан Демирчян
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
- Во время последнего митинга в столичном муниципалитете Шенгавит вы сказали, что вели честную борьбу, проявили последовательность в первом и во втором турах президентских выборов и сейчас собираетесь победить в третьем туре. Не кажется ли вам, что блок "Справедливость" упустил момент, ведь народ вряд ли проявит такую активность, какая наблюдалась в феврале этого года?
- Народ в силу своего менталитета не смирился и не может смириться с захватом власти, и в этом смысле у действующей администрации нет опоры. Встречи с населением в столице, других городах и областях республики показывают, что люди продолжают связывать надежды с блоком "Справедливость". Мы честно боролись в первом и во втором турах, теперь вступили в третий этап борьбы. Мы не считаем процесс завершенным, и, возможно, поэтому попытки скомпрометировать блок стали более интенсивными.
- Высказывается мнение, что оппозиция в Армении активизировалась после событий в Грузии. Проводятся параллели между армянской и грузинской оппозицией, и сравнение отнюдь не в вашу пользу.
- Думаю, сейчас не время проводить анализ и выявлять существенные различия между событиями в Армении и Грузии. У нас свой путь, мы несем ответственность за все наши шаги и четко представляем, что надо делать. Мы были последовательны и добились принятия решения Конституционным судом (имеется в виду решение КС о проведении референдума по вопросу о доверии президенту). Нелишне отметить, что никогда после выборов Конституционный суд в Армении не принимал подобного решения. Все это является результатом соответствующей работы. При этом нам необходимо сделать определенные выводы из нашего опыта. Что касается событий в Грузии, то на них ссылаются в основном для получения политических дивидендов либо в целях спекуляции. Есть и такие, которые не имеют морального права давать советы и анализировать ситуацию. В первую очередь надо их спросить: а чем вы сами занимались во время выборов? Или другое - считающие себя независимыми некоторые телекомпании проводят параллели между процессами в Армении и Грузии - уж лучше бы сравнили свою работу с работой грузинских телекомпаний, которые рассказывали зрителям и о ходе выборов, и о постизбирательных процессах. В то же время, мы высоко ценим те СМИ и тех журналистов, которые во время выборов вместе с нами боролись против фальсификаций и насилия.
- Некоторые оппозиционные деятели не скрывают своих претензий на лидерство, другие обвиняют вас в нерешительности. Не является ли это проявлением разногласий в оппозиции?
- Начнем с того, что я был выдвинут кандидатом в президенты по общественному требованию. Это выдвижение не было для меня самоцелью, свое место в политическом поле я занял не силой. Общество само решает, кому можно доверять. Желание стать политическим лидером я считаю нормальным, однако некоторым деятелям не мешало бы знать, что, поливая грязью оппонентов, они не повышают свой авторитет. Решительность определяется не словами, решительность и не взвешенные шаги и выступления - это разные вещи. Со стороны говорить о решительности, не учитывая меру ответственности, очень легко. А мы, повторяю, знаем, как действовать, и имеем достаточно воли, чтобы последовательно осуществить необходимые шаги.
- Вы утверждаете, что цивилизованный путь смены власти - это проведение референдума доверия. А если референдум не состоится и блок не добьется успеха?
- Уход сегодняшней власти предопределен. Референдум доверия дает возможность решить вопрос о легитимности властей без излишних потрясений. Если не использовать этот шанс, вся ответственность за дальнейшее развитие событий ляжет на нынешние власти.
Опубликовано 23 декабря 2003 года