Рауль Хаджимба: "Для нас нет разницы, кто придет к власти в Грузии"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Похоже, преодолеть "абхазский синдром" официальный Тбилиси собирается, заручившись поддержкой России. На недавней встрече с Владимиром Путиным исполняющая обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе выразила надежду именно на это.

Специальный корреспондент "Труда" встретился в Сухуми с премьер-министром Абхазии Раулем Хаджимбой и убедился, что путь к миру и согласию Грузия и Абхазия собираются прокладывать в удобном для них направлении, не особо оглядываясь на соседа. Едины лидеры только в одном: вряд ли кто-то выиграет, если глыба взаимных претензий и обид разнесет вдребезги хрупкое подобие мира.

- Буквально вчера на рынке в Сухуми услышал "точную" дату вторжения грузинских войск в Абхазию - 14 января. И в это, кажется, у вас верят многие. К тому же на днях глава спецслужбы Грузии Хабурдзания заявил, что с моря осмотрел подходы к порту Сухуми. Затем в Гальском районе Абхазии были похищены трое военнослужащих. Говорят, что с избранием президентом Грузии Саакашвили мир рухнет.

- На рынке, конечно, можно рассуждать о чем угодно. Но политику желательно иметь дело с фактами. А данных о готовящемся вторжении у нас пока нет. С другой стороны, равновесие в регионе всегда было достаточно шатким. И мы готовы к любому варианту развития отношений между Абхазией и Грузией. Даже самому крайнему. Что касается выборов президента, то это проблема грузинского государства. Давать по этому поводу какие-то комментарии - значит, вмешиваться в его внутренние дела. Для нас, собственно, нет разницы, кто придет там к власти. Главное, чтобы мирный переговорный процесс не был заторможен, и все наши проблемы решались в его рамках.

- Однако грузинская сторона заявляет, что ключ к разрешению конфликта находится в абхазских руках. И что именно вы всячески тормозите переговоры.

- Переговорный процесс нами никогда не прерывался. Каждый четверг на границе в Гальском районе проходят четырехсторонние встречи, в которых участвуют представители миссии ООН и командования российских миротворческих сил. Мы всегда готовы рассмотреть любые разумные предложения. За последние годы, в отличие от грузинской стороны, мы доказали, что ищем прежде всего мирные способы разрешения конфликта. А грузинские руководители все это время грозили, что прибегнут к военной силе. Нам война не нужна. Республика только-только начала становиться на ноги, выползать из послевоенной разрухи. Ситуация меняется и в экономическом, и социальном плане. К нам снова поехали отдыхающие из России, курортная сфера оживляется. Больше собираем налогов, зарплату бюджетникам увеличили в два раза.

- Тем не менее представим, что события стали развиваться именно по худшему для Абхазии сценарию. В грузинской армии сейчас имеется даже четыре специальных батальона, подготовленных американскими военными. А ваша армия, не обижайтесь, выглядит достаточно слабой.

- Надеюсь, мировое сообщество новой агрессии не допустит. Есть ООН и Россия, которые сделают все, чтобы мир не был нарушен. Но если уж такое произойдет, то напомню: в 92-м году, когда грузинские войска вторглись в Абхазию, мы были совершенно не готовы к войне. Нам противостояли достаточно многочисленные и неплохо вооруженные подразделения. Но с чем они пришли, с тем и ушли. Потому что народ, как известно, победить нельзя. Впрочем, думаю, что грузинская сторона сейчас сама не заинтересована в разрешении конфликта таким способом.

- Некоторые из руководителей Грузии обвиняют Россию в том, что через миротворцев она оказывает Абхазии военно-техническую помощь.

- На этот вопрос я отвечал уже раз десять. С Россией у нас нет соглашений на государственном уровне. Поэтому ни военную технику, ни оружие она нам не поставляет. Не скрою, что мы используем отставных российских офицеров для улучшения подготовки нашей армии. Но это и все. Знаю, что грузинская сторона еще частенько жалуется, что идет "раздача" российских паспортов жителям Абхазии. Могу сообщить, что на сегодняшний день новые паспорта России получила всего тысяча человек. Правда, порядка 45 тысяч получили вкладыши в старые советские паспорта, и им поставили в документ специальный штамп. Но пусть Грузия винит здесь саму себя. Делается это, по сути, не в политических, а в гуманитарных целях. Если бы не Россия, то мы оказались бы в настоящей блокаде. Так что нам легко разобраться, кто нам друг, а кто - нет.

Владимир Гаврилов.

Опубликовано 30 декабря 2003 года.

источник: Газета "Труд"