Армения пытается справиться с лотерейной лихорадкой
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Я истратила около десяти долларов на покупку лото и так ничего и не выиграла. Сейчас у меня нет денег, я пришла просто посмотреть, выигрывают ли люди на самом деле", - сказала женщина в потертом пальто, сидевшая у одного из столиков с лотерейными билетами в игорном заведении в центре Еревана. Она держала за руку 8-летнего мальчика с заметным косоглазием. "Мы обязательно выиграем машину, потому что я очень этого хочу", - произнес ребенок с робкой надеждой.
Экраны телевизоров и волны радиостанций Армении наводнены рекламой лото. Причем рекламируют лото не только местные каналы, но и ретрансляторы московских. Счастливые победители, среди которых преимущественно деревенские жители, призывают всех остальных играть в лото и выигрывать. "Играйте и ваши мечты станут реальностью. Сидя дома, вы можете получить деньги, много денег", - громогласно вещает харизматический ведущий одного из девяти действующих в стране лото.
Население закупает сотни тысяч билетов в погоне за призами, которые могут быть, как крайне щедрыми так и весьма скромными. Каждую неделю кто-то выигрывает машину, денежный приз в размере от одного до 566 долларов в эквиваленте, карту для мобильного телефона с активированным депозитом, вентилятор или утюг.
Обеспокоенные выходящей из-под контроля ситуацией, армянские власти ужесточают регулирующее лотерейную деятельность законодательство. С 1 января будущего года войдут в силу поправки к закону о лотерейной рекламе и государственной пошлине. В результате реклама на лото будет ограничена до 9 минут в день и 60 секунд в час, размер налоговой пошлины увеличится с 44 тысяч драмов до 177 тысяч. Новый закон о лотерейной деятельности также запрещает участие в лото и рекламных роликах лиц, не достигших 18 лет.
Лотерейная индустрия Армении впервые достигла высот в 2000 году, когда были зарегистрированы 35 лотерейных компаний. Тогда Армения приняла законодательные документы, предусматривающие введение платы на лицензии. Эта мера привела к тому, что лишь две компании продолжили этот бизнес. Но и новые законы вряд ли смогут остановить азарт, который, как выясняется, утоляет чувство безнадежности и разочарования народа.
"Когда человек теряет веру в свои силы, то он либо обращается к богу, либо играет в лотерею", - объясняет жительница Еревана Рита Саркисян. Как сказал архитектор Сурен Арутюнян, участие в лотерее для него как наркотик: "В условии, когда у людей нет работы и средств к существованию, это дополнительный источник, позволяющий улучшить или поправить свое социальное положение". Пожилая женщина рассказывает, что ее внук ворует деньги для покупки лотерейных билетов: "Это вызывает большой конфликт в семье", - говорит она.
"Массовым "лотопсихозом" заболевают, в основном, социально необеспеченные и неимущие люди, - считает депутат парламента от оппозиционной партии "Национальное единение" Агаси Аршакян. - Они отдают свои последние гроши на хлеб в обмен на смутную надежду чудесным образом разбогатеть. Вы посмотрите, кто играет в лото - ни одного грамотного и интеллигентного человека не увидите. Это сплошная афера и реальных выигрышей нет. Так называемыми победителями становятся либо знакомые хозяев лото, либо людям просто дают мизерную сумму в обмен на рекламирование своего выигрыша".
Одна из парламентских фракций недавно заявила о необходимости передать лотерейный бизнес государству, считая, что новое законодательство не может в корне решить проблему. "В интересах потребителей нужно запретить проведения лотерей частными структурами в коммерческих целях, - сказал Хачатур Саукисян, крупный армянский бизнесмен и депутат. - Очевидно, что данный бизнес не может быть честным, поскольку организаторы лото сами пропечатывают билеты и знают какие из них выигрышные".
Но национализация лотерейных объектов, по всей видимости, не приветствуется, из-за того, что некоторые из владельцев лотерейных компаний - известные армянские бизнесмены, такие как Рубен Айрапетян, председатель армянской Футбольной федерации. Аракшян подозревает, что многие государственные чиновники заинтересованы в процветании бизнеса, будучи заняты в нем.
"Похоже, государственные структуры особенно либеральны по отношению к лотерейному бизнесу, - согласна с этим мнением и Эрминэ Нагдалян, член парламентской комиссии по финансам, кредитам, бюджету и экономике. - Даже если создадут более строгие законы, эти люди позаботятся о том, чтобы их лотерейный бизнес не исчез полностью".
Заместитель министра финансов Давид Аветисян настаивает на том, чтобы лотерейный бизнес стал честнее и прозрачнее. "Государство обязано взять на себя функции регулирования и берет их. Кстати, именно правительство выступило с беспрецедентным шагом по ужесточению деятельности лото, которое позволит в течение какого-то времени сократить число хозяйствующих субъектов", - сказал он в беседе с IWPR.
Сами владельцы лотерейных компаний утверждают, что не делают ничего плохого. Эдик Оремян, директор популярного "Шахох лото" (Выигрышное лото) заявил, что противники лотерейного бизнеса пытаются решить проблемы своего собственного бизнеса. "Никто в реальности не заботится о народе, постоянные разговоры об обмане не имеют под собой оснований", - говорит он.
Психолог Вадим Георгиади сомневается, что новое законодательство каким-нибудь образом изменит ситуацию. "Сокращение числа субъектов на рынке не изменит ситуации на рынке, - сказал он. - Главное, что на чудо существует спрос, и борьба с ним в парламенте бесполезна". Между тем, то тех пор, пока есть счастливцы вроде Врежа Аветисяна, лотерейный бизнес будет процветать. Аветисян - фермер из деревни Джрашен Октемберянского района Армении. "Это мой первый крупный выигрыш в течение четырех лет, и я очень благодарен организаторам лото. Никого я не подкупал, просто купил билет и выиграл", сказал он.
Опубликовано 22 декабря 2003 года.