Война и мэр. Губернатор Кубани начал информационную войну против неугодного сочинского мэра
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В тихом Сочи неспокойно. "Мэра города скоро снимут", - говорят одни. "У губернатора ничего не получится", - надеются другие. Крайняя политизированность ситуации в этом курортном городе не связана с выборами - в Сочи началась самая настоящая война. Пока - информационная.
Ежедневно все (!) сочинские телеканалы транслируют сюжеты о губернаторе Краснодарского края Александре Ткачеве, клеймящем позором главу города Сочи Леонида Мостового. Видеоматериалы приходят из Краснодара, изготовлены они на подконтрольном губернатору канале НТК, и размещение этих роликов с недавнего времени обязательно для всех сочинских телевизионщиков.
Из краснодарских сюжетов про Сочи горожане узнают, что, оказывается, "во многих поселках и селах Большого Сочи нет электричества, воды и газа... рейтинг главы города Леонида Мостового упал до критической отметки... в то же самое время рейтинг популярности губернатора Ткачева неуклонно растет и уже достиг 70%...".
В конце ноября Александр Ткачев предлагает Леониду Мостовому написать заявление об уходе - Мостовой отказывается, но в течение двух суток до официального обращения город гадает: отрекся ли Мостовой от сочинской власти в пользу краевой администрации? Давление на сочинского мэра достигает апогея: дана команда искать любой негатив на Мостового - и срочно в эфир. Губернатор ежедневно в разных формулировках обвиняет его во всех смертных грехах и в своих телеинтервью настаивает на добровольном уходе сочинского мэра.
Прессинг так груб и масштабен, что Мостовому начинают сочувствовать, при этом недоумевая - за что? Ведь до ноября никаких официальных претензий краевая власть сочинскому руководству не предъявляла. А совсем давно все начиналось более чем красиво...
16 января 2001 года исполняющим обязанности главы города Сочи был назначен Леонид Мостовой. Через три месяца он выигрывает выборы, и на церемонии инаугурации губернатор говорит: "Наконец-то у Сочи появился нормальный, вменяемый мэр...". Тогда это слово насторожило многих.
Исторически Сочи всегда тяготел к федеральному центру, формально дистанцируясь от официального Краснодара. Географические привилегии курорта, регулярно принимающего у себя президента России, повлияли и на менталитет города - мало кто в Сочи считает свой город частью Кубани. "Южная столица" - так скорее ощущает себя этот небольшой черноморский город.
Амбициозные планы Александра Ткачева по отношению к Сочи начинают проявляться уже через два дня после назначения Мостового - младогубернатор обращается в Минфин с предложением исключить Сочи из списка городов, финансируемых напрямую из федерального бюджета. Мостовой представляет свои возражения, и попытка Ткачева "завести" сочинский миллиард через краевой бюджет заканчивается провалом. Но факт "личных" взаимоотношений Сочи и Москвы навсегда остается для Ткачева мощным раздражителем.
После финансовых экспериментов начинается череда незаметных зрителю кадровых рекомендаций. В кресло начальника сочинской налоговой инспекции садится Николай Яралян.
Сочинская оппозиция тут же начинает упрекать Мостового в несамостоятельности, и все же по итогам 2002 года он увольняет Яраляна и по согласованию с Министерством по налогам и сборам, но без благословения кубанского губернатора берет на эту должность другого - Александра Гнедых. Тогда Александр Ткачев ставит в черном списке против фамилии сочинского главы еще один крестик.
Следующей "просьбой" губернатора стал сочинский хлебокомбинат. На роль его генерального директора Ткачев прочил человека, мягко говоря, далекого от хлебопечения. Мостовой в очередной раз огорчил главу администрации края, не отдав стратегическое для города предприятие.
И, наконец, последний факт строптивости сочинского мэра датируется июнем этого года. Очередное кадровое предложение Александра Ткачева касалось поста главы администрации Центрального района города Сочи. Для выполнения губернаторской воли на курорт отправляется Мурат Ахеджак - личность, ставшая в последнее время на Кубани буревестником "относительно честных" случаев смены глав муниципальных образований.
Этот вице-губернатор в качестве кандидатов на должность главы Центрального района Сочи привез двух мэров - из городов Кропоткина и Геленджика. Но излишне самостоятельный, по мнению краевой власти, сочинский мэр неожиданно назначает на пост главы района сочинца Геннадия Глазырина. Это становится еще одной - последней - каплей в чаше губернаторского терпения. Леонид Мостовой становится опальным мэром, и в его сторону разворачивается краснодарская машина усмирения.
К этому времени на Кубани уже не осталось СМИ, доставляющих хоть какие-то волнения губернатору и его команде. Процесс приручения и выстраивания длился недолго. Превращением прессы в агитпроп заведовал нынешний вице-губернатор края Мурат Ахеджак.
В 2001 году Александр Ткачев пригласил Ахеджака на должность своего представителя в Законодательном собрании края. Тогда ЗСК было ярко выраженным национал-патриотическим - наследство от батьки Кондрата, но Мурат Казбекович постепенно навел в краевом парламенте свои порядки. "Россыпь пряников на блюде, под которым спрятан кнут" - так характеризуют знающие люди методы и способы работы Ахеджака в ЗСК.
Краевой парламент и до этого без споров поддерживал все предложения губернатора, но с приходом Мурата Ахеджака у Ткачева исчезли последние проблемы с депутатами. Выполнив задачу, Ахеджак получает должность генерального директора краевого департамента по делам СМИ, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Проходит несколько месяцев - и пресса на Кубани превращается в слаженный хор, поющий осанну только ему. Губернатору. Никого сильно запугивать не пришлось - просто на деньги краевого бюджета на Кубани был создан крупнейший в России "ведомственный" медиасоюз и на должности руководителей СМИ назначили верных людей.
Сейчас в Краснодарском крае вы не увидите критических статей и телесюжетов в адрес губернатора или его окружения. Зато процесс обожествления Александра Ткачева идет полным ходом. Ежедневно в лучших традициях советской пропаганды по телевидению, радио и в газетах бодро звучат рапорты об успешной работе краевой администрации. Лесть, за которую по роду службы отвечает Мурат Ахеджак, по-восточному приторна и обильна.
Но хору кубанских журналистов время от времени разрешают, вернее поручают, и критику. В этот период СМИ становятся частью PR-машины, управляемой из Краснодара. Ударные функции включаются в стратегически важные для губернатора моменты.
Так, в марте прошлого года в Новороссийске Ткачев поручил Ахеджаку деликатное дело выборов главы города. В течение долгого времени подконтрольные СМИ "утюжили" Новороссийск, рассказывая об ужасном кризисе в энергоснабжении города. Прежний глава, не выдержав прессинга, ушел, а выборы в Новороссийске прошли по незатейливой схеме: среди кандидатов - свой человек и два пенсионера из соседней станицы. Остальных по "веским" причинам к выборам не допустили. Угадайте, кто выиграл?..
За три года правления Ткачева в Краснодарском крае сменились 26 глав муниципальных образований - это более половины местного "начальствующего состава". В каждом конкретном случае - своя схема, но на Кубани все настойчивее говорят, что выстраивается она под одного человека...
Сочинский глава Леонид Мостовой - случай особый. Семь лет проработав в комитете по экономике и прогнозированию городской администрации, он смог стать в официальной Москве своим. Город всегда получал из госбюджета деньги на содержание федеральной составляющей курорта, и функции "добытчика" как раз и были делегированы Мостовому.
Став избранным главой города Сочи, Леонид Мостовой по прошествии времени начал вызывать ревность у Краснодара - излишне самостоятельный мэр, не реагирующий на начальственные окрики из краевого центра да к тому же вхожий в московские кабинеты, - такой "вольный казак" губернатору Ткачеву был не нужен. Очень уж не похож он на ту команду "крепких хозяйственников" Кубани, которые заботливо рассажены по своим креслам и готовы в любой момент выполнить любое распоряжение краснодарского шефа.
И со дня осознания этой мысли кубанским губернатором фигура сочинского мэра становится неугодной. Леонид Мостовой начинает испытывать все "прелести" общения с окружением Ткачева.
В ноябре в Сочи приезжает главный "порученец" губернатора Ахеджак и проводит закрытое совещание с сочинским мэром и его заместителями. Правда, закрытым оно становится лишь для сочинских журналистов - Мурат Казбекович привозит с собой свою съемочную группу и под объективами телекамер распекает Мостового и команду за "катастрофически низкий рейтинг".
Сюжет готовят краснодарские журналисты, и в течение трех дней его показывают не только на краевом телевидении, но и - в принудительном порядке - практически на всех сочинских телеканалах. После информационной "зачистки" начинается этап кулуарных переговоров.
Вице-губернатор края Мурат Ахеджак неоднократно приезжает в Сочи и подолгу просиживает в кабинете Мостового. "Трамбует", - шепчутся чиновники в коридорах, а в ближайшие выходные в город инкогнито прибывает потенциальный кандидат на сочинский престол - мэр Армавира господин Колодяжный.
По слухам, которых в эти дни в Сочи больше, чем официальной информации, ему уже пообещали "курортное" назначение и он по согласованию с Ахеджаком начинает формировать теневой кабинет. Но, проведя выходные в Сочи, Колодяжный возвращается в Армавир - Ахеджак так и не смог "сломать" Мостового. Пресекая слухи о добровольной отставке, Леонид Мостовой выступает с обращением к жителям и дипломатично говорит лишь о "некоторых трениях с окружением губернатора". Тем не менее все дальнейшие события лишь обостряют внимание публики к политическому скандалу на главном курорте страны.
Проглотив горькую пилюлю, Краснодар продолжил информационную войну против Сочи. Весьма кстати для этих "боевых действий" пришлось открытое обращение пятерых сочинских депутатов к главе города. Возмущенные невозможностью попасть на прием к Мостовому, народные избранники подкрепили свое письмо "обеспокоенностью" по поводу надвигающегося отопительного сезона и отправили текст обращения в краевую газету "Вольная Кубань".
Там находку оценили, малочисленностью подписантов не смутились и опубликовали материал на первой полосе. На ситуацию "чутко" отреагировали электронные СМИ, и на экранах прошла вторая часть сериала "Плохой сочинский мэр". Пятерка сочинских депутатов на два дня оказалась в центре внимания и с удовольствием раздавала интервью для телеверсии своего обращения. Для усиления губернаторской позиции в информационном блоке кубанских новостей звучит сообщение о том, что Александр Ткачев провел беседу с президентом России Владимиром Путиным и в числе прочего обсудил и "политическую ситуацию в Сочи".
Через несколько дней к хору "независимых" присоединилось Законодательное собрание Краснодарского края. "В ответ на обращение сочинских коллег" в Сочи прибывает комиссия ЗСК и в течение трех дней выслушивает все жалобы на главу города. Разумеется, под пристальным вниманием собственных телекамер - отныне все публичные действия Краснодара на сочинской земле фиксируются на видеопленку и после обработки широко тиражируются. Робкие вопросы сочинских журналистов о том, насколько подотчетен избранный глава города депутатской комиссии края, натыкаются на невразумительные ответы.
Всего лишь за неделю до приезда комиссии ЗСК по тому же перечню вопросов сочинскую администрацию проверяло Управление делами администрации Краснодарского края, и серьезных претензий предъявлено не было, но в этой истории подобные "мелочи" никого уже, похоже, не смущают.
Публичную "порку" Леониду Мостовому устроили на сессии Законодательного собрания края. По просьбе губернатора вопрос о ситуации в Сочи был поставлен первым в повестке дня. Среди претензий к сочинскому мэру - информация о "неосвоении бюджетных средств в размере 359 миллионов рублей".
Пояснения Мостового о том, что это не соответствует действительности, не принимаются. Финансовые выкладки о еще не оплаченных счетах за фактически выполненные работы по капитальному ремонту, благоустройству, приемке ведомственного жилого фонда и покрытие убытков теплоснабжающих организаций также остаются без рассмотрения.
Александр Ткачев громогласно заявляет о недоверии сочинской власти, и под этот тезис продолжают искать аргументы. Финансовый год еще не закончен, но его итоги уже подводят. Губернатор уже прочитал ответ задачи и школьникам предстоит подогнать под него решение.
Экономически обоснованные претензии к Мостовому найти трудно. За три неполных года налоговые поступления в городской и федеральный бюджет увеличены в два раза, в краевой - в четыре. Рост заработной платы работников социальной сферы составил 224% - показатель выше среднего по краю. Средняя зарплата в Сочи выросла за это время в 2,5 раза, впервые после десятилетнего перерыва в городе стали строить и сдавать муниципальное жилье, забыли про веерные отключения электричества. Губернатор Ткачев лично подписывает в начале сентября диплом за победу в конкурсе "Самый благоустроенный город Кубани" и вручает его Мостовому.
Но политическая ситуация меняется, и на сессии Законодательного собрания края Ткачев заявляет о передаче материалов в краевую прокуратуру и выражает уверенность, что там-то "обязательно разберутся". После сессии "разгромные" телеотчеты тиражируются и по несколько раз в день повторяются в эфире. Сочинские СМИ получают негласный запрет на положительную информацию о главе города - им дается задание на поиск любой негативной информации о Леониде Мостовом.
Неизвестные лица приглашают из Москвы дорогого тележурналиста Андрея Караулова, размещают его съемочную группу в отдельном коттедже, и он внимательно выслушивает тех, кто недоволен городской властью...
Все это время сочинцы ежедневно наблюдают на своих экранах телерасстрел главы города, и авторитарные методы правления губернатора Ткачева все чаще вызывают забытое поколениями ощущение бессилия перед Системой. Старики вспоминают 37-й год. Тогда людям тоже "доходчиво" объясняли про "вредителей" и "врагов народа". Только сегодня все немного по-другому.
Аналогия уместна лишь в отношении методов достижения цели. Сама же цель становится понятна после внимательного анализа ситуации и формулируется в двух постулатах: "Сочинский мэр не должен иметь прямых контактов с Москвой. Город Сочи должен быть городом ярко выраженного краевого подчинения". По сути дела, за это и идет сегодня необъявленная война против Леонида Мостового. Несмотря на неравенство сил, исход схватки не предрешен.
Михаил Сметанин.
Опубликовано 22 декабря 2003 года.