Северный Кавказ: Власть "Единой России"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Выборы в российскую Госдуму радикально изменили образовавшийся за последние десять лет политический расклад на Северном Кавказе. Фоном для этого судьбоносного события, однако, стали заявления о фальсификации и подкупе голосов. Однозначным победителем выборов на всей территории Российской Федерации стала партия президента Владимира Путина "Единая Россия". Это объединение лидировало и по итогам голосования во всех семи северокавказских республиках - автономиях.
Северный Кавказ, сегодня увязший в нищете, безработице и конфликтах, некогда считался цитаделью Коммунистической партии, вдали от которой стояли только Чечня и Ингушетия. Тем не менее, количество голосов, набранных коммунистами в каждой из этих республик, в среднем почти не превышало 12 процентов - избиратель, прежде известный своими симпатиями по отношению к "красным", поддержал "Единую Россию" - прокремлевское движение, которое прозвали "партией власти".
Между тем не перестают звучать утверждения, что своим успехом партия во многом обязана противоречащим закону действиям, наблюдавшимся в ходе выборов - в частности, подкупу голосов и практике наполнения избирательных урн фальшивыми бюллетенями. В числе других с критикой выборов в законодательное собрание РФ выступило ОБСЕ. Многочисленные нарушения были зафиксированы и в республиках Северного Кавказа.
В Адыгее - самой западной из семи республик, в прошлом придерживавшейся прокоммунистического курса - "Единая Россия" обеспечила себе первенство, набрав более 51 процента голосов. По спискам депутатов - одномандатников здесь также победила "Единая Россия" - ее кандидат Николай Демчук прошел в Думу, заручившись свыше 47 процентов голосов. По утверждению кандидатов от местной оппозиции, исход выборов в Адыгее предопределили симпатии властей, которые, естественно, были на стороне партии Путина. "Административный ресурс использовался на полную мощность", - говорит координатор отделения Московской Хельсинкской группы по Адыгее Олег Цветков. "Практически это означает конец парламентской системы в России".
Похожая картина наблюдалась и в Карачаево-Черкесии, где "Единой России" досталась почти половина общего количества голосов, тогда как Коммунистическая партия и Союз правых сил набрали соответственно 13 и менее десяти процентов. Более двадцати исков были внесены различными партиями и отдельными кандидатами для обжалования объявленных результатов голосования, однако, как сообщил Центризбирком республики, ни один из них не был поддержан.
В соседней Кабардино-Балкарии, согласно данным избирательной комиссии, за "Единую Россию" проголосовали 76 процентов избирателей. Некоторые наблюдатели склонны связывать победу кандидата от "партии власти" Заурби Нахушева с публичным заявлением президента Кабардино-Балкарии Валерия Кокова, который ранее обещал "сделать все, чтобы во всех уровнях власти была достойно представлена партия "Единая Россия". Голосовать за партию власти призывали своих подчиненных руководители практически всех госучреждений.
Голосование по партийным спискам в Северной Осетии не стало исключением - Единая Россия опять "забрала все ставки", запасшись почти 50 процентами голосов. И все же победа "партии власти" в Северной Осетии оказалась неполной - местный избиратель не подчинился общей тенденции голосования за фаворита властей и поддержал оппозиционного кандидата - местного героя, двукратного чемпиона Олимпийских игр Арсена Фадзаева. Представитель партии "Союз правых сил", он с убедительным отрывом в 12 процентов голосов обошел главного своего соперника генерала Урузмага Огоева. Помимо Фадзаева в 450-местной Госдуме СПС будут представлять еще два депутата. Не исключено, что победа Фадзаева скажется на внутренней политике Северной Осетии - известно, что он является оппонентом президента республики Александра Дзасохова.
А в Ингушетии, по сообщению местных избирательных комиссий, "Единая Россия" набрала 40 процентов голосов - как в выборах в Думу, так и по итогам проводившихся одновременно выборов в местный парламент, именуемый Народным собранием. В данном случае победа "партии власти" (при типично низкой явке в 56 процентов) является менее неожиданной - прогнозировать такой исход с самого начала позволяли антикоммунистические настроения, преобладающие в населении еще со времени распада Советского Союза. И все же, хотя представители официальных структур и утверждали впоследствии, что выборы прошли без особых нарушений и инцидентов, атмосфера в республике в самый день выборов была напряженной. По сообщениям информагентств, в ночь на среду 10 декабря неизвестные бросили гранату во двор дома, принадлежащего председателю избиркома Ингушетии Баширу Костоеву. Во вторник 9 декабря - через два дня после выборов - избирательная комиссия республики так и не обнародовала окончательных результатов выборов по партийным спискам в Народное собрание Ингушетии. При этом сторонники Российской партии мира, возглавляемой экс-президентом Ингушетии Русланом Аушевым, еще 8 декабря заявили, что их партия набрала наибольшее количество голосов.
Как и ожидалось, в Чечне уверенно победили: в списке одномандатников - нынешний член Совета Федераций РФ Ахмар Завгаев, получивший 60 процентов голосов, среди партий - "Единая Россия" - 70 процентов. Изначально Завгаев (брат бывшего про-московского лидера Чечни Доку Завгаева) заявил о намерении участвовать в выборах в качестве независимого кандидата. Однако в его победе уже тогда никто не сомневался - слишком явной была его связь со ставленником Кремля в республике Ахмадом Кадыровым. Фоном для выборов в Чечне также стали заявления наблюдателей о массовой фальсификации голосов. Один из сотрудников участка в Грозном в приватной беседе рассказал IWPR, что ему и его коллегам было поручено обеспечить 85 процентов явки. "Фактически выборы прошли еще за день до выборов", - сказал он. "Мы заполнили около 1000 бюллетеней. В процентах от общего количества людей на нашем участке - 2100 - это составляло почти 50 процентов. Остальные проценты мы должны были набрать уже путем реального голосования". "Все бюллетени мы заполняли за Завгаева и "Единую Россию" - это было также установкой сверху".
Несколько отклонились от общего курса и выборы в Дагестане, самой восточной и многонаселенной республике Северного Кавказа. Дело в том, что по итогам голосования в двух из трех одномандатных округов победа досталась оппозиционным кандидатам. Выборы по партийным спискам принесли Единой России 66 процентов голосов, тогда как коммунисты набрали 18 процентов. 10 процентов оказались на вооружении Истинных патриотов России - малоизвестной пока партии исламского толка. Предвыборная кампания сопровождалась громкими скандалами, связанными с одним из кандидатов - действующим депутатом Госдумы РФ от Дагестана Гаджимурадом Омаровым. Его избирательные штабы в городе Хасавюрте и горном Унцукульском районе два раза подверглись разгрому, агитационные материалы уничтожены, а работники штаба избиты. Были и другие нарушения. Как рассказывают очевидцы, в селах, относящихся к Буйнакскому округу, в день выборов от имени кандидатов платили избирателям за голос по 300 рублей (около 10 долларов). "По моему собственному наблюдению, на одном из избирательных участков появились немногим больше 300 избирателей, однако комиссия позднее сообщила о явке на выборы более 2 тысяч человек", - говорит представитель партии либералов "Яблока" в Дагестане Умар Джавтаев.
Загид Варисов, аналитик Центра стратегических исследований и политических технологий, выражает мнение многих, когда говорит: "Если против грубого вмешательства административного ресурса с использованием подтасовок еще можно как-то бороться, то против прямого подкупа голосов реальных методов профилактики еще не нашли".
Оксана Глухова, Майкоп; Рашид Узденов, Черкесск; Арсен Мечиев, Нальчик; Валерий Дзуцев, Владикавказ; Малика Багаева, Назрань; Тимур Алиев, Грозный и Нана Агаева, Махачкала.
Опубликовано 14 декабря 2003 года.