Грузия и Аджария: Как найти компромисс?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Отношения между центральными властями Грузии и Аджарией остаются напряженными. Тщетным оказался и визит в регион "временного президента" страны Нино Бурджанадзе - ей не удалось убедить аджарского лидера Аслана Абашидзе признать временное руководство в Тбилиси и заручиться его согласием на участие Аджарии в предстоящих президентских выборах. Почти шесть часов 10 декабря продолжалась за закрытыми дверями встреча Нино Бурджанадзе и Аслана Абашидзе, однако безрезультатно. "Проблемы между центром и регионом копились годами, и разрешить их во время одной встречи невозможно, - сказала журналистам после встречи Бурджанадзе. - В Батуми приедет Зураб Жвания (и.о. госминистра, один из лидеров победившей оппозиции), понадобится - и я вновь приеду: раз, два - сколько будет нужно".
Разногласия между Тбилиси и "непокорной" автономией усилило в большой степени только что принятое Москвой решение упростить визовый режим для жителей Аджарии. Абашидзе на сегодняшний день остается единственным региональным руководителем в Грузии, не подчинившимся новой администрации, возглавляемой Бурджанадзе, Жвания и Михаилом Саакашвили - оппозиционными лидерами, добившимися в результате трехнедельных крупномасштабных акций отставки президента Шеварднадзе 23 ноября. Лидер Аджарии, сторонники которого во время ноябрьских событий организовали митинги в поддержку Шеварднадзе, объявил на подвластной ему территории чрезвычайное положение и фактически закрыл административную границу. Кроме того, он объявил бойкот назначенным на 4 января досрочным президентским выборам, победителем которых многие заранее называют Саакашвили.
"Мы были в Тбилиси, чтобы защитить Конституцию Грузии, конституционный строй, законно избранного президента (в дни, предшествующие отставке Шеварднадзе), - заявил Абашидзе несколько дней назад в интервью одному из российских телеканалов. - Если сейчас мы будем голосовать - получится, вчера поддерживали одного, сегодня другого?". "Вчера я был против свержения, антидемократических шагов, а сегодня буду поддерживать людей, которые нарушили Конституцию и свергли законную власть?".
Немалую уверенность региону в такой позиции придает давний пророссийский курс его руководства и традиционная опора на поддержку Москвы. В течение последней недели Аслан Абашидзе проводил серию переговоров в Кремле. Одним из зримых результатов этой длительной поездки и стало решение Москвы фактически отменить визовый режим для жителей Аджарии. Возможность отказа от визового режима, введенного Россией в отношении Грузии несколько лет назад и являющегося исключением на пространстве СНГ, уже не раз выносилась на обсуждение на различных уровнях. Однако принятие подобного решения в одностороннем порядке и в отношении только одного региона, к тому же публично демонстрирующего неподчинение центру, вызвало в Тбилиси гневную реакцию. Предоставленные Аджарии новые права пересечения российской границы ставят ее в один ряд с двумя "отколовшимися" регионами Грузии - Абхазией и Южной Осетией.
Свое возмущение поведением Кремля без обиняков выразил Саакашвили, который, в отличие от своих двух главных сподвижников, и раньше не был особенно щепетилен в высказываниях, адресованных аджарскому руководству. "Это публичное унижение Грузии, - он. - Это недружественный шаг, и после 4 января Россия увидит, что Грузия уже не территория времен Эдуарда Шеварднадзе, она даст всем достойный ответ". Пока, однако, Михаилу Саакашвили и его коллегам по "победившей оппозиции" - Нино Бурджанадзе и Зурабу Жвания, предстоит в кратчайшие сроки найти выход из реальной угрозы внутреннего раскола. "Аджария не собственность Аслана Абашидзе и он не вправе диктовать, проводить в автономии президентские выборы или нет, - заявляет Саакашвили. - Кто решит изолировать Аджарию от остальной Грузии - поплатится, и для него уже подготовлены четыре стены". "Если Абашидзе хочет, то может сесть в автомашину и через пять минут на турецкой границе выйти из состава Грузии. Но Аджарию взять с собой он не сможет".
Однако не все так просто. Абашидзе уже предупредил, что согласно Конституции может вынести вопрос участия республики в выборах на референдум. Эксперты считают, что в условиях полной подконтрольности населения автономии итог референдума предсказать несложно. "Если человек парализован и органы атрофированы, а одна рука сильная - разве надо, чтобы и ее парализовало? - заявляет аджарский лидер. - Почему мы не вспомним, что при гражданской войне в Грузии десять лет назад мы сделали то же самое - всего лишь перекрыли административную границу?".
Несмотря на взаимные угрожающие заявления, по мнению ряда аналитиков, противостояние центра и региона вполне возможно носить характер торга. "Постоянное противостояние в течение многих лет с правительством Шеварднадзе в попытках получить серьезные экономические свободы вполне могут повториться сегодня", - сказал IWPR местный политолог Давид Гургенидзе. В пользу этого мнения говорит также краткий визит 6 Декабря в Батуми посла США в Грузии Ричарда Майлза. Официальная информация о предмете его почти трехчасовой беседы с Абашидзе отсутствует. Однако по кулуарным разговорам, посол предложил аджарскому лидеру целый пакет взаимовыгодных предложений. Комментируя IWPR этот визит, прокурор Аджари Рефан Концелидзе заметил, что "одним из предложений представителей американского посольства было освобождение задержанного еще во время парламентских выборов независимого грузинского наблюдателя". Этот наблюдатель - представитель NGO "Ассоциация молодых юристов" Гиоргий Мшвениерадзе - 9 декабря был освобожден. "Абашидзе ведет двойную игру, надеясь получить дивиденды с двух сторон, сохранить власть и выиграть время", - считает Давид Гургенидзе.
Между тем в самой Аджарии уже наблюдаются первые признаки назревающего недовольства. В последние два дня аджарский лидер побывал в нескольких местных высших учебных заведениях, где фактически обращался к новому поколению за помощью. По словам аналитиков, за всю почти десятилетнюю историю правления Абашидзе в регионе это происходит впервые.
На одной из встреч также произошел еще недавно невозможный для местной публики инцидент - один из лекторов Батумского госуниверситета в ходе дискуссии назвал Абашидзе диктатором. На встречу были допущены журналисты только из официальных СМИ, но и их после этого немедленно выпроводили из зала.
"Скоро, наверное, наш лидер потребует у жителей Аджарии визу при пересечении Чолоки (административная граница Аджарии). Думаю, наступило время для того, чтобы население вышло на улицу и показало властям Аджарии, что и оно мыслит, и требует ответа за все", - сказал IWPR жительница Батуми Нази Беридзе.
Опубликовано 14 декабря 2003 года.