"Шеварднадзе оставил нам тяжкое наследство"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Стены его кабинета украшают фотографии, на которых он изображен вместе с ведущими политическими деятелями различных стран. Зураб Жвания - вовсе не новичок в грузинской политике. Когда-то он считался кронпринцем, возможным преемником Эдуарда Шеварднадзе. Но сейчас он сыграл решающую роль в его свержении.
39-летний биолог, который в 90-е годы начинал свою политическую карьеру в качестве пресс-секретаря партии зеленых, не является харизматичным политиком. Будучи мозговым центром, он поддерживал контакты с аппаратом, но всегда оставался на заднем плане. Ведущую роль в бархатной революции он уступил народному трибуну Михаилу Саакашвили. Глава парламента Нино Бурджанадзе олицетворяла собой антиреволюционный полюс. Однако Жвания не расстался со своими амбициями.
Он гордится тем, что удалось избежать кровопролития
"Конечно, каждый из нас троих хотел бы стать президентом", - сказал он в беседе с корреспондентом Frankfurter Allgemeine. Однако чтобы использовать неповторимый шанс на возрождение Грузии, единым кандидатом от оппозиции был выбран Саакашвили. Они договорились, что Бурджанадзе останется председателем парламента, а он после реформирования конституции займет пост премьер-министра, которого в Грузии в настоящее время не существует, поскольку до сих пор министры должны были выполнять лишь указания президента.
Жвания предпочитает парламентскую демократию по немецкому образцу. Однако такая идея в Грузии не популярна. Против выступает, прежде всего, Саакашвили, который при таком сильном премьере, как Жвания, превратился бы в фигуру, играющую исключительно представительскую роль. Было принято компромиссное решение, согласно которому Грузия принимает французскую модель с сильным президентом и сильным правительством, рассказывает он. То обстоятельство, что сначала нужно выиграть президентские и парламентские выборы 4 января, кажется ему формальностью.
Жвания гордится бескровностью революции. "Шеварднадзе оставил нам после себя тяжкое наследство". Страна находится на грани экономического коллапса, бюджета практически не существует. Сейчас нельзя терять ни минуты. "Когда пройдет первая волна эйфории, люди снова спросят, почему у них нет света и газа, почему они по много месяцев не видят зарплаты, почему так выросла преступность".
Улучшение отношений с Москвой
Глава объединенных демократов не сомневается в том, что Грузия в своей политике будет продолжать ориентироваться на Запад. "Мы хотим стать кандидатами на вступление в Европейский союз и в НАТО". Одновременно он хочет улучшить уже давно испортившиеся отношения с Москвой. Он выступает за экономическое сотрудничество с Россией, которая уже сегодня контролирует энергетический и газовый сектор Грузии. У Кремля в том, что касается обеспечения безопасности, есть оправданные интересы, например, это касается Чечни.
Однако при этом Москва "не должна заигрывать с силами, которые способствуют дестабилизации обстановки в Грузии", комментирует Жвания недавние визиты в Москву руководителя автономной республики Аджария Абашидзе, который демонстративно избегает любых контактов с новым руководством в Тбилиси. Во время предвыборной кампании Абашидзе потворствовал избиению участников демонстрации в Батуми, членов партии Саакашвили, в результате многие из них получили ранения.
Тем не менее поиск диалога с аджарским лидером продолжается. "Я звонил ему три дня назад, мы вместе с госпожой Бурджанадзе планируем поехать к нему в Батуми".
"Прекрасный итог прекрасной революции"
Жвания так и не смог до конца простить своему наставнику Шеварднадзе, что тот его отверг. Сверженный президент допустил решающую ошибку два года назад, когда он расстался с "моей командой", говорит Жвания. Тысячи людей вышли на улицы Тбилиси после того, как самый популярный в стране телеканал, "Рустави-2", который регулярно сообщал о фактах коррупции в руководстве страны, на некоторое время был захвачен силами полиции.
"Этот приказ отдал Шеварднадзе", - рассказывает Жвания. Уже тогда демонстранты потребовали отставки Шеварднадзе. Тогда Жвания покинул пост президента парламента. "Я спас Шеварднадзе, наведя его на мысль о необходимости отставки всего кабинета, что способствовало разрядке ситуации", - говорит Жвания сегодня.
То, что революция прошла без единого выстрела, это тоже заслуга Шеварднадзе, считает Жвания. "Когда он объявил об уходе в отставку, он не выглядел разгневанным. Это был человек, который сознает свою ответственность. Это стало прекрасным итогом прекрасной революции", - похвалил Жвания поведение Шеварднадзе.
В течение четырех лет Жвания был генеральным секретарем "Союза граждан" Шеварднадзе, еще три года назад он во время президентской кампании возглавлял предвыборный штаб, работа которого в связи с фальсификациями подверглась острой критике. Тому, что сегодня Жвания уже не является в Грузии столь популярным политиком, виною его многолетняя близость к Шеварднадзе. Многие не верят, что он встал в оппозицию к президенту, ведь Жвания и сегодня говорит: "Шеварднадзе для меня является одним из самых выдающихся политиков последних десятилетий".
Опубликовано 28 ноября 2003 года
Перевод - веб-сайт "Inopressa"