Шеварднадзе смела "розовая революция"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Грузинская оппозиция сегодня бурно празднует конец 11-летнего президентства Эдуарда Шеварднадзе. В Тбилиси говорят о начале новой эры, которая последует за свершившейся "бескровной революцией".

Исполняющая в настоящее время обязанности президента спикер парламента прежнего созыва Нино Бурджанадзе назначила уже на 25 ноября заседание законодательного собрания. Заявлено, что основным вопросом станет обсуждение подготовки к президентским выборам, которые в соответствии с Конституцией страны должны быть объявлены в течение 45 дней. Кроме того, речь на заседании пойдет о проведении новых выборов в парламент, так как состоявшиеся 2 ноября завершились пока лишь политическим кризисом в Грузии, продлившимся три недели.

Оппозиция, в течение этих трех недель заявлявшая о том, что у нее "украли победу" в ноябрьских парламентских выборах, теперь усиленно закрепляет отвоеванные позиции. В свою очередь, ряды правительства страны редеют. 24 ноября в отставку ушли государственный министр Автандил Джорбенадзе и министр внутренних дел Коба Нарчемашвили, в тот же день такие же заявления сделали мэр Тбилиси, губернаторы Имерети (Западная Грузия), Квемо Картли (Восточная Грузия) и уполномоченный президента в Джавахети - регионе, большую часть населения которого составляют армяне.

Шеварднадзе, ухода с поста которого непрерывно требовали десятки тысяч митинговавших на улицах Тбилиси и других городов, заявил о решении отказаться от руководства страной вечером 23 ноября. Но к концу следующего дня он публично пояснил, что был готов сделать это как минимум утром 23 ноября, однако ему помешало ближайшее окружение - то есть те, кто, как утверждает сегодня оппозиция, больше всего ответственны за нагнетание кризиса.

Но первый день новой эры, кроме бурного праздника на улицах столицы Грузии, знаменует и конституционная невнятица, которую усугубляют остающиеся вакантными губернаторские должности. Другие члены правительства продолжают сохранять свои места, но не более того. Нино Бурджанадзе при этом выразила сожаление, что она не вправе освободить министров с занимаемых постов. "Согласно Конституции, я могу лишь передать полномочия министров их заместителям, но это еще более осложнит ситуацию", - заявила она.

Нынешний некоторый ступор в руководстве страной частично объясняется тем, что человек, фактически властвовавший в Грузии на протяжении более чем тридцати лет, слишком быстро оказался не у дел. На Западе Шеварднадзе знают, прежде всего, как бывшего министра иностранных дел в правительстве Михаила Горбачева, то есть того, кто представлял Советский Союз на переговорах по прекращению холодной войны. На родине же отношение к нему всегда было неоднозначным. С Шеварднадзе связывают достижение стабильности и привлечение в страну иностранной помощи в первые семь лет после его возвращения в Грузию в 1992 году. Его также помнят как руководителя Коммунистической партии Грузии в 1972-85 годах. Но с его же именем неразрывно связаны и последние пять лет, которые чаще всего характеризуются как период экономической депрессии и энергокризиса.

Два дня продолжаются гуляния на проспекте Руставели и площади Свободы, где собрались десятки тысяч симпатизирующих оппозиции жителей Грузии. Песнями, танцами и тостами они празднуют отставку Шеварднадзе. Позади 48 часов напряженного ожидания, когда казалось, что гражданской войны не избежать. Однако все обошлось без жертв, и в понедельник вечером центральные улицы грузинской столицы опять были переполнены ликующий народом. "В Грузии произошла революция, осуществленная путем демократического штурма, - говорит политолог, лидер Республиканской партии Давид Бердзенишвили. - И я не имею в виду штурм нескольких зданий. Народ штурмовал власть Шеварднадзе со 2 ноября, и 23 ноября штурм успешно завершился".

Популярная тбилисская газета "24 саати" ("24 часа") назвала все происшедшее "розовой революцией", имея в виду красную розу, с которой лидер оппозиции Михаил Саакашвили в сопровождении своих сторонников ворвался в здание парламента в субботу 22 ноября. Все произошло в тот момент, когда Эдуард Шеварднадзе произносил речь по случаю открытия первого заседания парламента, сформированного в соответствии с официальными результатами выборов 2 ноября.

Здание парламента было окружено плотным кольцом внутренних войск. Но в итоге этот ряд не стал мешать двинувшейся оппозиции, просто расступившись перед ней. Это стало первым знаком того, что силовые структуры больше не поддерживают президента. Но парламентский зал заседаний был взят штурмом, так как изнутри оппозиционерам препятствовали проправительственно настроенные депутаты. Во время стычки в дверях Шеварднадзе буквально унесли на руках телохранители. В столь же быстром темпе за президентом последовали его сторонники, оставив здание парламента, а скоро и весь центр Тбилиси, в распоряжении оппозиции.

Ирма Надирашвили, корреспондент телеканала "Рустави-2", была в первых рядах тех, кто шел на этот "штурм" парламента. "Единственный критический момент во время этого шествия был рядом со зданием министерства госбезопасности, где казалось, вот сейчас будет столкновение с силовиками. Но и этот кордон открылся сам собой, как до этого кордон внутренних войск. Кажется, вот как раз тогда силовики и перешли на сторону оппозиции, - рассказывает она. - Влившись в общей толпе в дверь зала заседаний, я продолжала слышать, как Шеварднадзе продолжает размеренно выступать. Я оказалась во второй колонне - первая, возглавляемая Саакашвили, в это время столкнулась с депутатами из Аджарии, из союза "Возрождение". Вначале было ощущение, что "возрожденцы" одолевают. Люди шли фактически стенка на стенку, одни выталкивали других - руками, головами, ногами. Но зал заполнялся стремительно теми, кто пришел с улицы и через несколько минут был полон. Куда делись дальше депутаты - трудно сказать. Вообще было странное чувство - произошло нечто неприятное, но хорошее".

Президент, уже прибыв в свою резиденцию, оценил происшедшее как "государственный переворот" и сделал попытку объявить в стране чрезвычайное положение. Однако ни от кого не получил поддержки. В Тбилиси в тот же день прибыл российский министр иностранных дел Игорь Иванов. Визит был неожиданным, и его причины и значение еще предстоит оценить. Факт, что Иванов взял на себя функцию посредника между тремя ведущими лидерами оппозиции и Шеварднадзе. В воскресенье вечером его усилиями состоялась встреча Шеварднадзе с Саакашвили и Зурабом Жвания (бывший спикер парламента и бывший союзник Шеварднадзе). После короткого совещания президент объявил об отставке.

Иванов тут же вылетел в Аджарию на встречу с лидером этой автономной республики Асланом Абашидзе. Аджарский лидер, имеющий имидж пророссийского политика, забыл о своих всегдашних разногласиях с Эдуардом Шеварднадзе сразу после начала массовых митингов и на протяжении последних недель являлся одним из немногих сторонников президента. Иванов же, объясняя журналистам цель своей поездки в Аджарию, сказал, что едет по просьбе Шеварднадзе.

К сегодняшнему дню нервная ситуация в Тбилиси успокаивается. Но остается угроза нового очага противостояния - на этот раз вокруг Аджарии. Абашидзе, сильный оппонент укрепившейся в Тбилиси оппозиции, объявил в автономной республике чрезвычайное положение и своим распоряжением перекрыл административную границу между Аджарией и другими регионами Грузии. Один из лидеров возглавляемой Абашидзе партии "Возрождение" Цотне Бакурия заявил, что Аджария будет бойкотировать досрочные парламентские и президентские выборы.

Оппозиции, взявшей на себя вместе с победой нелегкую ответственность за выполнение ожиданий и надежд своих сторонников, теперь предстоит ответить на много трудных вопросов. Один из них в том, кто будет представлен в качестве кандидата на пост президента. "До последнего времени все шло как нельзя лучше, - говорит Бердзенишвили. - Надеюсь, что и в будущем политическая элита будет вести себя адекватно. Ведь пока нельзя сказать, закончилась ли эпоха Шеварднадзе полностью. Пока есть проблема освобождения от шеварднадизма, от системы, которую он создавал столько лет, и в том числе в умах людей. Люди из коммунистического прошлого по-прежнему у власти. Не думаю, что Шеварднадзе полностью потерял контроль над своим правительством. Поэтому нынешняя и.о. главы государства, Нино Бурджанадзе, должна ориентироваться на реальные фигуры, которые проявили себя 2 ноября и в последующих событиях, и прежде всего это касается регионов".

Шеварднадзе между тем получил официальное приглашение от немецкого правительства переехать на жительство в Германию, где он по-прежнему пользуется большой популярностью благодаря той роли, которую сыграл в процессе объединения Германии в 1990 году. Однако экс-президент приглашения не принял. В интервью немецкому телевидению 24 ноября он заявил: "Я очень благодарен правительству Германии за это приглашение, однако люблю свою страну и не уеду отсюда".

Новые баталии предстоят Грузии каждый день. Утром 25 ноября Верховный суд аннулировал как фальсифицированные результаты парламентских выборов 2 ноября, и теперь встает вопрос ответственности тех, кто ранее официально объявил их справедливыми. Сложно выглядит и перспектива работы в ближайшее время парламента, сдавшего свои полномочия перед ноябрьскими выборами. Хотя юрист Давид Усупашвили сказал IWPR, что заседание прежнего парламента может считаться легитимным, так как новоизбранный парламент не зафиксировал официально свои полномочия. "Право продолжать работу есть у старого парламента до тех пор, пока две трети от общего числа членов нового парламента не зафиксируют себя в этом статусе", - говорит Усупашвили.

Опубликовано 25 ноября 2003 года

Автор: