Агрессивность позиции Азербайджана идет по нарастающей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Последние заявления, сделанные президентом и министром иностранных дел Азербайджана, свидетельствуют о нарастающей агрессивности в позиции Баку в карабахском вопросе.
В частности, глава МИД этой страны позволил себе фразу, которая не вписывается в дипломатические рамки: он заявил, что карабахцы только мечтать могут о том, чтобы сесть с Азербайджаном за один стол переговоров. Президент же Алиев заявил, что Азербайджан близок к тому, чтобы исчерпать лимит своего терпения и решить конфликт "иными путями".
Эти заявления не вызвали ажиотажа в Нагорном Карабахе. Более того, в Степанакерте состоялся "круглый стол" с участием практически всех политических сил Карабаха, представители которых однозначно определили участие карабахской стороны в переговорах как единственное условие их возобновления. Свою позицию участники "круглого стола" обосновали тем, что именно формат переговоров во многом определяет суть конфликта и методы его урегулирования. В частности, по мнению советника президента НКР Манвела Саркисяна, формат переговоров между Арменией и Азербайджаном говорит о том, что конфликт рассматривается как противостояние двух признанных государств, и в этой ситуации позиция мирового сообщества сводится к тому, чтобы принудить Армению вывести свои войска с чужой территории. Если же переговоры ведутся между Карабахом и Азербайджаном, это означает, что вопрос рассматривается в плоскости прав человека. То есть Нагорный Карабах, который в соответствии с нормами действующего законодательства и международного права, объявил о своей независимости, защищает свое право на самоопределение и решает с соседним Азербайдажном вопросы общих границ. Как считает Манвел Саркисян, в правовом плане позиция Карабаха безупречна - в 1991 году был проведен всенародный референдум, согласно которому Карабах объявил о своей независимости. Никто в мире не станет противостоять правам человека и препятствовать народу защищать эти права.
По мнению начальника Информационного управления при президенте НКР Александра Григоряна, именно этого боится Азербайджан, и именно с легкой руки Баку на определенном этапе проблема из правовой плоскости была переведена в политическую, а Армения была объявлена агрессором. Он призвал всеми способами добиться принятия новой формулировки на саммите ОБСЕ.
Лидер карабахских коммунистов Грант Мелкумян считает, что если следовать логике Азербайджана, который объявил своим противником Армению потому, что граждане этой страны воевали в Карабахе, Баку придется объявить войну, к примеру, США, Сирии, Ливану, Франции, армянские граждане которых тоже защищали в Карабахе землю своих предков.
Резюмируя путь, пройденный сторонами конфликта в переговорном процессе, министр иностранных дел НКР Ашот Гулян подчеркнул, что в самом начале было две посреднические миссии - Россия и ОБСЕ, которые на Будапештском саммите ОБСЕ в 1994 году объединились в Минскую группу по урегулированию карабахского конфликта. До конца 1996 года Карабах был полноправной стороной переговоров под эгидой МГ ОБСЕ. Потом началась челночная политика, сторонам было предложено три варианта урегулирования, два из которых были отвергнуты армянской стороной, а последний - азербайджанской. Ашот Гулян считает, что если переговоры возобновятся в рамках ОБСЕ, Карабах будет выступать в качестве полноправной стороны переговоров.
Возросшую агрессивность азербайджанской стороны карабахские политики отнесли к тому, что мир склонен принять предлагаемый Карабахом формат переговоров, а, следовательно, и формулировку сути конфликта. Было отмечено, что в таких условиях вполне возможен шантаж и давление на власти Армении. И в этом контексте заявлено, что участие Карабаха в переговорах сведет к минимуму возможность давления на Армению.