В Степанакерте состоялось первое заседание дискуссионного клуба
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Представители политических сил Нагорного Карабаха высказались за участие Карабаха в переговорном процессе и перевод процесса урегулирования из политического в правовое поле.
Представители политических сил Нагорного Карабаха впервые собрались за "круглым столом", чтобы обсудить тему урегулирования карабахского вопроса. Был высказан широкий диапазон мнений по поводу формата переговоров, их принципов, а также отношений Армении и Нагорного Карабаха.
По мнению политических деятелей НКР, переговорный процесс должен возобновиться при обязательном участии Карабаха и признании НКР стороной конфликта. При этом было отмечено, что если в начале движения за самоопределение Карабах выступал в качестве международно признанного субъекта конфликта и переговоров, то на каком-то этапе он превратился в объект. Подобная ситуация, по мнению участников встречи, была спровоцирована противоположной стороной конфликта, а также тем, что Карабах превратился в предмет внутриполитических спекуляций в самой Армении.
По мнению советника президента НКР по внешнеполитическим вопросам Манвела Саркисяна, идея об изменении формата переговоров не является самоцелью, поскольку формат определяет суть конфликта.
Если переговоры ведут Азербайджан и Карабах и речь идет о самоопределении народа Нагорного Карабаха, не пожелавшего жить в составе Азербайджана, то это выводит конфликт в плоскость международного права и вынуждает международное сообщество выбирать между демократическими ценностями и принципом территориальной целостности. Если же переговоры ведутся между Баку и Ереваном, проблема оказывается в политической плоскости, и мировое сообщество направляет свои усилия на то, чтобы Армения вывела свои войска с чужой территории. Исходя из всего этого, представитель фракции Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн Максим Мирзоян предложил поставить перед дипкорпусом Армении требование не участвовать в каких-либо переговорах без участия НКР.
Участники встречи сошлись во мнении, что мир будет говорить только со стороной, показавшей себя способной самоорганизоваться, высказать консолидированную волю и защищать ее. На этом фоне было отмечено, что вовлечение армянского государства в конфликт было во вред не только Нагорному Карабаху, но и Армении. Как считает советник президента НКР Георгий Петросян, прежде чем ставить перед собой геополитические задачи, Карабаху и Армении необходимо очень четко определить уровень своих взаимоотношений. Есть два пути - либо Армения принимает Карабах в свой состав и берет полную за него ответственность на себя, либо полностью отстраняется политически, продолжая оказывать Карабаху межгосударственную экономическую, политическую и даже военную помощь. По мнению участников встречи, наиболее приемлем второй вариант, ибо первый предполагает сильное давление на Армению со стороны международного сообщества во всех вопросах.
В ходе "круглого стола", пожалуй, впервые, был остро поставлен вопрос взаимоотношений Армении и Нагорного Карабаха. По мнению представителя АРФ Дашнакцутюн в Карабахе Ваана Бадасяна, руководство Армении, которое монополизировало право на проведение переговоров, не отражает воли армянской, в частности, карабахской общественности и находится под давлением мировой общественности. "В ходе переговоров речь идет о компромиссах, которые общественность не приемлет", - сказал В. Бадасян. Как считает лидер карабахских коммунистов Грант Мелкумян, пришла пора политическим силам Армении и Нагорного Карабаха выработать единую политику по Карабаху и конкретную программу его социально-экономического развития.
Министр иностранных дел НКР Ашот Гулян, приветствуя инициативу об открытом обсуждении насущных внешнеполитических проблем, в том числе, отношений Армении и Карабаха, отметил, что существует опасность превращения этой темы в предмет внутриполитических спекуляций в Армении.
По итогам "круглого стола" участники констатировали, что единственным путем вывода карабахского урегулирования из стагнации является внутренняя самоорганизация Нагорного Карабаха, возврат его в переговорный процесс и открытые отношения между Арменией и Карабахом.