"Норд-Ост": правозащитники судятся с прокуратурой

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

14 ноября в Замоскворецком районном суде г. Москвы состоится рассмотрение по жалобе Общероссийского движения "За права человека" на отказ следователя по особо важным делам управления по расследованию бандитизма и убийств прокуратуры города В.И. Кальчука ответить, в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства на заявление от 4 сентября 2003 года Общероссийского общественного движения "За права человека".

Движение, которое действует по обращениям жертв трагедии "Норд-Оста", обратилось в прокуратуру Москвы в связи с событиями 23-26 октября 2003 года в ДК "ГПЗ-1" в порядке ст. ст. 140, 141, 144 УПК РФ с заявлениями о преступлениях и ходатайствах, о возбуждении уголовных дел:

Каждое заявление завершалось просьбой: "в случае отказа в возбуждении уголовного дела направить в мой адрес копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку отказ будет обжалован в соответствие с законом".

6 октября 2003 г. Общероссийское общественное движение "За права человека" получило ответ на это заявление из Прокуратуры г. Москвы, подписанное следователем по особо важным делам управления по расследованию бандитизма и убийств прокуратуры города В.И. Кальчуком (исх. 19-93-02 от 23.09.2003 г.).

Несмотря требования статьи 145 УПК РФ в этом ответе не было ни копии постановления о возбуждении уголовных дел, ни копий мотивированных отказов в возбуждении уголовных дел, ни сообщения о передаче дела по подследственности. Вопреки требований ч. 1 ст. 144 УПК РФ прокуратурой Москвы не было проведена проверка сообщений о преступлениях.

Кроме того, в нарушении положений ч.2 ст.145 УПК РФ в ответе не было разъяснено право обжаловать принятое решение, ни порядок его обжалования. Таким образом прокуратурой г. Москвы был нарушен порядок реагирования на сообщения о преступлении и создано препятствие для судебной защиты нарушенных прав.

Несмотря на то, что в ответе прокуратуры г. Москвы содержатся ссылки на незаконченный характер расследования по ряду указанных в нашем заявление обстоятельств, проводимых по другому уголовному делу, из других ответов, полученных из органов прокуратуры, известно, что прокуратура уже имеет правовую оценка тех деяний, о преступном характере которых мы заявляли.

Это указывает на то, что по упоминаемым обстоятельстам прокуратура уже провела проверку. Кроме того, следственная группа при необходимости передать дело на подозреваемых в терроризме лиц в суд, выделяет отдельные эпизоды дела в отдельное производство.

При этом прокуратура игнорирует требования дать оценку по таким важнейшим обстоятельствам, как грубейшее нарушение закона со стороны должностных лиц (применение наркотического газа, бессудная казнь "шахидок", выдача заведомо ложных результатов судмедэкспертиз).

источник: ООД "За права человека" (Москва)