Обращение Международной Хельсинкской Федерации по Правам Человека и ООД "За права человека" к президенту России

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Обращение Международной Хельсинкской Федерации по Правам Человека и Общероссийского общественного движения "За права человека" к Президенту РФ В.В. Путину, осуществляющих широкомасштабный проект по защите прав человека в РФ "Юридическая защита индивидуальных прав".

Копии обращения направлены Президенту Республики Ингушетии М.М. Зязикову, Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову, Полномочному представителю Президента РФ в Южном федеральном округе В.Г. Казанцеву, Председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ Э.А. Памфиловой, Министру внутренних дел Российской Федерации Б.В. Грызлову:


О силовом давлении на чеченских беженцев, проживающих в палаточном лагере "Бэлла" в Республике Ингушетии, и принуждении их к недобровольному выезду в Чеченскую Республику.

24 сентября 2003 г.

Уважаемый господин Президент!

Мы приветствуем Вас от имени Международной Хельсинкской Федерации по Правам Человека (МХФ) и Общероссийского общественного движения "За права человека" (ООД "ЗПЧ").

В настоящее время МХФ совместно с Общероссийским общественным движением "За права человека" осуществляет широкомасштабный проект по защите прав человека в Российской Федерации под названием "Юридическая защита индивидуальных прав". Проект финансируется Европейской Комиссией.

В рамках указанного проекта мы внимательно отслеживаем ситуацию с соблюдением прав человека в Республике Ингушетии - на территории, примыкающей к зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике. Мы бываем в этой республике и имеем постоянные контакты с представителями ряда местных общественных организаций.

В августе-сентябре 2003 г. в адрес ООД "За права человека" поступил ряд обращений от имени сотен чеченских беженцев, проживающих в пункте временного размещения (ПВР) "Бэлла", расположенном на окраине станицы Орджоникидзевская Сунженского района Республики Ингушетии. Люди жалуются на то, что с начала августа текущего года на них оказывают все возрастающее давление с целью принудить покинуть этот палаточный лагерь и выехать в Чеченскую Республику. При этом личной безопасности беженцам никто не гарантирует.

Нам сообщили, что представители власти заявили беженцам, что лагерь подлежит сносу, поскольку он поставлен на самовольно захваченной территории. Но обитатели лагеря утверждают, что в январе 2001 г., когда они проживали в железнодорожных составах и их готовили к перевозу в лагерь "Бэлла", к ним приезжал представитель МЧС в Слепцовске Кукса П.П. и представил документ, согласно которому ПВР "Бэлла" должен был существовать до 31 декабря 2005 г.

В поступивших к нам заявлениях из ПВР "Бэлла" беженцы с возмущением пишут о том, что представители Миграционной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации в г. Назрани Помещенко И.Н., Парчиев И., Плиев И. угрожали обитателям лагеря отключить электричества и газа, снести палатки бульдозерами. Помещенко И.Н. заявил беженцам, что он знает, как их ломать и что он их сломает. Он также неоднократно заявлял, что здесь будет столько военных, что беженцы не успеют обуть тапочки перед тем, как их вышвырнут из Ингушетии. Парчиев И. угрожал членам Общественного совета беженцев, что если они не будут молчать, с ними будут разбираться в другом месте и по-другому. Комендант лагеря Латырова Л.М., ссылаясь на информацию, полученную ей от представителей власти, заявила, что жителям лагеря будут подбрасываться компрометирующие улики, после чего они будут арестованы и вывезены из лагеря.

Как сообщают беженцы, в результате оказанного давления и обещаний предоставить благоустроенное жилье и выдать продуктов за 9 месяцев (хотя продукты не выдают уже 13 месяцев) ряд семей беженцев вывезли в экстренно созданный ПВР, находящийся в станице Орджоникидзевская по ул. Осканова. Часть семей разместили в гаражном боксе, часть в клетушках, наскоро слепленных из ДВП. Как выяснилось позже, в гараже долгое время хранились ядохимикаты. У тех, кто там поселился, начались головные боли, тела начали покрываться волдырями, открылась рвота с кровью. Одну беременную женщину в тяжелом состоянии госпитализировали. На требования беженцев вернуть их обратно в лагерь "Бэлла" Парчиев И. распорядился замкнуть ворота ПВР на ул. Осканова в станице Орджоникидзевская, чтобы никто не смог его покинуть.

И все же беженцам удалось вернуться из этого ПВР в лагерь "Бэлла". Их безвозмездно перевезли водители большегрузных автомобилей. Но затем, по указанию неустановленного лица, работники ГАИ г. Слепцовска стали отбирать водительские удостоверения у шоферов, откликнувшихся на просьбы беженцев.

Жители палаточного лагеря "Бэлла" находятся в отчаянном положении. Все те, у кого была возможность вернуться на родину, а также те, которые не смогли выдержать угроз, оскорблений и запугивания, покинули территорию Ингушетии. В лагерях остались только люди, которые не желают возвращаться, потому что опасаются за жизнь своих детей, стариков и инвалидов. Вот уже более года, а некоторые семьи и около полутора лет, люди не получают от миграционной службы никакого продовольствия, даже хлеба. Беженцы утверждают, что комендант лагеря Латырова Л.М. произвольно снимала беженцев с учета и вместо них вписывала в списки  "мертвые души", на которых получала продовольствие. За восстановление в списках она взимала деньги. В настоящее время прекращено снабжение лагеря газом и электричеством. Демонтирован пищеблок. Прекращается вывоз мусора, сносят туалеты.

Президент Международной Хельсинкской Федерации, председатель Московской Хельсинкской группы Л.М. Алексеева в середине сентября встретилась с руководителем УДМ МВД Республики Ингушетии А. Паровым, который заявил, что ситуация вокруг ПВР "Бэлла" будет урегулирована, в частности, возобновится газоснабжение. Несмотря на эти заверения, ситуация только ухудшилась.

22 сентября 2003 г. получено сообщение, что в палаточный лагерь "Бэлла" введен ингушский ОМОН, газо- и электроснабжение отключено. Имеются случаи применения грубой физической силы в отношении обитателей лагеря. В настоящее время этот лагерь изолирован от внешнего мира, в него не допускаются журналисты, представители правозащитных организаций.

В лагерях вынужденных переселенцев из Чечни, проживающих в палаточных лагерях "Алина", "Бэлла", "Сацита" и "Спутник" началась акция голодовки. По мнению обитателей этих лагерей вслед за закрытием "Бэллы" начнутся насильственные меры в отношении беженцев, проживающих в других лагерях. Беженцы утверждают, что пошли на такие шаги после того, как убедились, что иных методов пресечь незаконные действия чиновников у них не осталось.

Господин Президент! Вы и президент Республики Ингушетии неоднократно заявляли, что беженцы, нашедшие пристанище в Ингушетии добровольно и только по своему желанию могут вернуться в Чечню.  На деле беженцы испытывают беспрецедентное силовое давление, их буквально выдавливают из Ингушетии.

Не говоря о том, что подобные действия являются вопиющим нарушением Конституции Российской Федерации (статья 27), практика принудительного возвращения беженцев (или вынужденных переселенцев) противоречит принятым по докладу представителя Генерального Секретаря ООН Фрэнсиса Денга на пятьдесят четвертой сессией Комиссии по правам человека Экономического и социального совета ООН руководящим принципам по вопросу о перемещении лиц внутри страны. Так, принцип 15 предоставляет перемещенным внутри страны лицам право искать безопасные условия жизни в другой части страны и право на защиту от принудительного возвращения или расселения в любом месте, где может возникнуть угроза их жизни, безопасности, свободе и/или здоровью.

Принципы Денга аналогичны ряду международных конвенций, норм и соглашений, которые запрещают принудительное возвращение беженцев на территорию, где их безопасность не может быть обеспечена. К ним относится и всемирно известный и принятый принцип non-refoulement. Международные соглашения включают статью 33 Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протокол о статусе беженцев 1967 г., которые были ратифицированы Российской Федерацией в мае 1993 г., а также статью 2 Протокола N 4 Европейской конвенции о защите основных прав и свобод, который был ратифицирован Российской Федерацией в марте 1998 г., обеспечивающей право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства.

Мы считаем, что последние действия властей в отношении чеченских беженцев являются грубейшим нарушением прав человека и вызовут справедливое возмущение российской и мировой общественности.

От имени Международной Хельсинской Федерации и Общероссийского общественного движения "За права человека" мы призываем Вас:

О результатах рассмотрения данного письма просим нас проинформировать.

С уважением,

Лев Пономарев, исполнительный директор ООД "За права человека"

Малколм Хокс, руководитель проекта "Юридическая защита индивидуальных прав"

30 сентября 2003 года

источник: РОО "Правозащитная информация"