"Дагестан" сократится

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

1 октября ГТРК "Дагестан" впервые за 43 года своего существования сменит привычный статус дочернего предприятия на филиал Всероссийской Гостелерадиокомпании "Россия". Это означает, что теперь любое изменение на дагестанском телевидении ложится под строгий контроль Москвы.

Процесс укрепления вертикали власти дангестанцы смогли ощутить на себе еще этим летом. По требованию первопрестольной мы приняли новую конституцию. Если быть точнее, то привели старую в соответствие с основной российской. Ее обсуждение шло тогда в обществе недолго, но очень бурно. И вот снова крупные перемены в привычном укладе провинциальной жизни.

Дагестанское телевидение лихорадит давно. Год назад в кресло председателя ГТРК "Дагестан" с трехмесячным испытанием сел мало кому известный предприниматель Рауль Ильясов. С его приходом в истории местного государственного телевидения как будто начался новый этап развития. Новые передачи, новые лица, новый подход в подаче информации и всей политике вещания - это то, за что несведущего в телевизионной сфере человека можно было назвать реформатором.

Жесткий переход от привычного старого к неизвестному для большинства работников ТВ новому привел к изменениям и в самом коллективе. Он негласно разделился на тех, кто поддерживал новоиспеченного и все его решения, и тех, кто был против столь кардинальных изменений на ГТРК "Дагестан". Среди них заместитель председателя Луиза Алиханова, по всей вероятности, метившая до того на место своего нового шефа.

Ироническое замечание "Ханга!" в адрес новой сотрудницы ТВ лучше всего могло отразить тот накал страстей, который был на дагестанском телецентре.

11 февраля пост председателя ГТРК "Дагестан" Москва официально передала Тагибу Абдусамадову. 33-летний руководитель, бывший до того заместителем главы администрации Кизилюртовского района, приступил к выполнению своих обязанностей не сразу. Сдержанная конфронтация в высших кругах власти явилась причиной того, что события на "вышке" стали разворачиваться по неожиданно новому для всех сценарию.

Трехдневное противостояние было еще одним новшеством в местной телевизионной практике. Ситуация, когда в одном кабинете с завидным упорством сидят два председателя, вконец запутала работников ТВ.

Бумаги за подписью шли в тот момент к Абдусамадову, советы и консультации отдавались Ильясовым.

Несколько дней спустя двухголовому существованию ГТРК "Дагестан" пришел конец. У штурвала "ржавого корабля, который необходимо было сдвинуть с места", как отозвался о дагестанском телевидение сам Абдусамадов, он остался один. Впереди его команду ждали новые преобразования и приключения. Их инициатором выступал Центр.

Местное телевидение уже не могло остаться в стороне от реформирования всей системы ВГТРК "Россия", частью которой оно являлось.

Сокращение

Не очень приятное слово "сокращение" пролетело по коридорам еще в начале весны, закатившись в самые дальние уголки местного телецентра.

Реальные действия в этом направлении начались летом.

Сегодня по численности своего кадрового состава ГТРК "Дагестан" занимает третье место после телецентров Москвы и Санкт-Петербурга. Для сравнения, штат Краснодарской ГТРК составляет около 400 человек. Общее же количество сотрудников дагестанского телевидения, радио и технических служб достигает 707 человек. Профессионализм работников, уровень зарплаты и качество телевизионной продукции при этом оставляют желать лучшего.

Как сообщил корреспонденту "НД" заместитель председателя ГТРК "Дагестан" Ильман Алипулатов, к концу всех кадровых изменений правом называться сотрудником телерадиокомпании "Дагестан" будут обладать 450 человек. Масштабные кадровые изменения задумано провести в два этапа. На первом предполагается сократить 200 человек. Среди них 121 - это музыканты симфонического и национального оркестров. На втором этапе из Москвы прибудет спецкомиссия, которая и займется рассмотрением оставшихся штатных единиц.

Потенциальных "жертв" зампред выделил в три группы: пенсионеры, непрофессионалы и сотрудники, пришедшие на ГТРК самыми последними. "Нам нужно избавиться от балласта непрофессионалов. Выработать новую схему. Сделать дагестанское телевидение современным", - заявил депутат. В целом же, процесс сокращения Алипулатов, ставший одним из его столпов, назвал работой "неблагодарной, щепетильной и нервозной".

Сами работники со столь массовой "ликвидацией" согласны. Ясно, что при имеющемся фонде оплаты труда "раздутый" до придела штат держать, по меньшей мере, нецелесообразно. Другое дело: кого и как? "Сокращать нужно, но не так, как это делается", - высказываются в коридорах телецентра. Три выделенные зампредом группы вполне могли бы ответить на эти вопросы, если бы не факт появления еще одной неофициальной категории и лиц, якобы попадающих под нее. Так, совсем недавно о своем сокращении была уведомлена одна из сотрудниц ГТРК. В качестве причины в ее адрес были высказаны подозрения в связи с ваххабитами. Хорошо знающие "ваххабитку" люди называют случившееся нелепостью и указывают на личную неприязнь зампреда к своей подчиненной. Сам же начальник происшедшее комментирует как: "Объективность - вещь относительная, и у каждого она своя...".

Хозяин - барин

Вслед за сокращением Москва предполагает изменить и систему финансирования ГТРК "Дагестан". Центр намерен взять на себя оплату информационных, детских и спортивных передач. На все прочие дагестанскому ТВ придется находить спонсоров. В связи с этим серьезным изменениям подвергнется и вся сетка вещания.

До недавних пор около 60 процентов эфирного времени занимали художественные программы и только 40 - информационные и общественно-политические. Теперь крен, как сказал Алипулатов, будет делаться на информацию. Первым проявлением такой политики стало создание информационной службы ГТРК "Дагестан".

С августа ВГТРК "Россия" всем регионам дала новое предписание. Теперь вслед за программой "Вести" региональные гостелекомпании должны будут выходить в эфир три раза в день и информировать зрителей о ситуации в крае.

11 августа на второй кнопке вышел первый выпуск информационной программы "Вести - Дагестан". Подготовка к новому проекту шла две недели. Дефицит съемочно-монтажного оборудования, отсутствие профессиональных кадров и времени, не могли не сказаться на качестве программы. "Ребятам приходилось учиться на ходу, - рассказывает теперь уже бывший руководитель проекта Руслан Курбанов. - Они шли по объявлению на диктора, без какой-либо теории и практики. И тут же они запрыгивали в машины, прилипали к камере и учились делать репортажи".

Над амбициозным проектом работают в основном выпускники факультета культуры и студенты отделения журналистики. Самому старшему из них нет и 30. Это один из тех случаев, когда молодость превращается в палку о двух концах: есть прыть и желание, но нет опыта и навыков работы. Старшие коллеги по цеху с иронией отмечают: "Самолюбование бежит впереди них". Те, кто помладше, мечтает оказаться в команде новоявленных. Своей главной отличительной чертой от информационной программы "Дагестан" Руслан Курбанов назвал динамику и оперативность. "Мы стремимся работать по стандартам, которые давно себя зарекомендовали на федеральных и зарубежных каналах. В первую очередь, это умение сказать видеорядом больше, чем "синхроном", - говорит Курбанов.

Формирование штата "Вестей" идет до сих пор. Работа над "гадкими утятами" более опытных телевизионщиков - тоже. Около года тому назад с экрана телевизора не без пафоса сошла Галина Дулиева. Ее официальное прощание с телезрителями стало своего рода символом конца телевидения советского периода. В новые обязанности Дулиевой вошло обучение дикторскому мастерству своей преемницы Зухры Мукмагомедовой. В настоящий момент Дулиева ежедневно занимается с ведущей программы "Вести" Еленой Еськиной. 20-летняя ученица, как никто, смогла вобрать в себя мастерство своего учителя. Та же улыбка, тот же тон, то же выражение глаз. Впрочем, по мнению Тагиба Абдусамадова, качество и подача информации у "Вестей" вполне соответствует дагестанскому уровню.

Опубликовано 26 сентября 2003 года

источник: Газета "Новое дело" (Дагестан)