Интервью директора Института "Ламаст", секретаря Консультативного совета при Президенте ЧРИ А. Масхадове Л.Шахмурзаева

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

CT: Господин Шахмурзаев, у Caucasus Times к Вам сразу два вопроса: Имели ли Вы отношение к назначению Саламбека Маигова представителем Президента ЧРИ в России? И второй: Как Вы относитесь к отставке Маигова с поста представителя А. Масхадова и его участию в выборах в Госдуму России?

Л.Шахмурзаев: В свое время Консультативный совет при Президенте ЧРИ поддержал предложение о назначении Саламбека Маигова на пост представителя Президента ЧРИ в России и я делал обоснование целесообразности такого назначения. Не могу судить, насколько мои доводы повлияли на принятие решения Президентом. Для Президента ЧРИ это был беспроигрышный ход. Россия возбудило в тот период уголовное дело против Ахмеда Закаева спецпредставителя Президента ЧРИ, и пыталась закамуфлировать политический характер этого дела. Назначение Маигова, которого невозможно было обвинить в каких-либо преступлениях на пост представителя Президента ЧРИ, ставило Россию перед интересным выбором. Преследовать Маигова означало для России существенно ухудшить свои возможности по экстрадиции чеченских сепаратистов рассеянных по всему миру. Оставить Маигова означало легализовать в столице России представителя сепаратистов для журналистов и иностранцев, которые проявляют интерес к Ичкерии. Кроме того, то обстоятельство, что в не лучшие времена для Ичкерии, образованный благополучный чеченец расстается со своими перспективами в России, чтоб оправдать "доверие" сепаратистов, работало на имидж чеченского сопротивления. Ичкерия при любом исходе только выигрывала от этого назначения. Это скорее было ответственным и сложным решением для самого Маигова.

Изначально было понятно, что при той жесткой неизменной общеизвестной позиции Масхадова по вопросу политической независимости Ичкерии (несмотря на готовность к разумным компромиссам в экономической, военной и других сферах) представлять Президента Ичкерии публично в столице России будет очень сложно. Особенно после того, когда пройдет ажиотаж страсти по поводу назначения и невероятно возрастет возможность "несчастного случая" с Маиговым на бытовой основе. По этому отставку С. Маигова я воспринял как закономерное явление и особо не вникал в формальную сторону этого дела. Ушел Маигов сам или его уволил Масхадов это для меня не суть важно. Понятно, что самодеятельность на подобном посту Масхадов никому не позволит. Чтобы отставку инициировал Президент ЧРИ, достаточно было одно слово не так сказать. Отставка по собственному желанию (не провоцируя на это Аслана Масхадова) Маигову делает только честь. Ему не стоило даже пытаться объяснить мотивы своей отставки. Самый вероятный мотив в данном случае самый очевидный - дальнейшее исполнение Маиговым функций представителя Масхадова нарушало правила политического жанра и походило на беспредел и неуважение спецслужб России. Никто и не рассчитывал, что он на этом посту будет долго.

CT: Когда Вы узнали, что Маигов баллотируется в депутаты Государственной Думы России?

Л.Шахмурзаев: - О решении С.Маигова выдвинуться кандидатом в депутаты Государственной Думы России от Чеченской Республики впервые я услышал, когда меня по телефону попросили подтвердить и прокомментировать эту новость. подобного рода телефонные звонки и вопросы при личных встречах по поводу участия Маигова в российских выборах повторялись в дальнейшем еще не раз. При первом же вопросе на данную тему, даже не обладая достоверной информацией, я не сомневался, что это именно так. После своей отставки с поста представителя Президента ЧРИ, он выразил мне сожаление по поводу того, что не смог достичь существенных результатов на этом посту. И заявил, что решил на время уединиться, отстранившись от всякой политической деятельности. Но сразу было ясно, что долго оставаться в стороне от событий он не сможет. Зная склонность Маигова к рисковой сложной политической игре, где ему отводится роль форварда, мне стало ясно, что он решил сыграть небезопасную "свою игру" одновременно с двумя Президентами, то есть с А.Масхадовым и В.Путиным.

CT: Как Вы считаете, Маигов принял это решение спонтанно, или это некий трезвый расчет? И что по этому поводу думают сепаратисты?

Л.Шахмурзаев. На мой взгляд, он понял, что является самым проходным кандидатом на это "звание" депутата если правильно посчитают голоса. Но в том-то и дело, что ожидать честного подсчета от Кадырова с компанией не приходится: референдум и последние выборы президента были фарсом. Так что у Маигова нет никаких реальных шансов на российское депутатство, если рассматривать ситуацию статически, без учета возможной динамики переговорного процесса. Другое дело, что Маигов является самым рейтинговым и самым перспективным (с точки зрения насущных проблем, которые придется решать депутату Госдумы от ЧР) кандидатом.Самым интересным (раскрученность в российских СМИ, регулярные острые толковые выступления по российско - ичкерийскому конфликту).

То есть он лидер среди тех, кто реально может выдвинуться претендентом на это "звание" в данном политическом сезоне в ЧР. Его лидерство во многом определяется тем, что он обладает доверием сепаратистов, оставаясь публичным легальным политиком в России. Маигов неоднократно говорил о намерении создать чеченскую Шинн Фейн - по аналогии с Северной Ирландией, где у сторонников независимости есть легальное крыло, участвующее в выборах и политическом процессе. Беда в том, что Россия - не Англия.

CT: Как относится чеченское сопротивление к его выдвижению?

Л.Шахмурзаев: Что касается аналитиков чеченского сопротивления, то среди них распространено мнение, что участие Маигова в российских выборах по своему совокупному результату не отвечает интересам Ичкерии. Но об этом можно спорить. Не искушенные в политике сторонники чеченских сепаратистов, и "аполитичные" чеченцы (те, кто хочет просто мира, не обуславливая его какими - то условиями и требованиями) в подавляющем большинстве своем считают идеальным решением проблемы "односторонних российских выборов" гипотетическую возможность исполнения Маиговым обязанностей депутата Госдумы от ЧР. Активные участники сопротивления считают, что возможные выгоды от исполнения Маиговым функций депутата Госдумы - ничто, по сравнению с тем злом, которая порождается иллюзиями о возможности цивилизованного выяснения отношений с Россией. Они не считают Маигова отступником, но убеждены, что путь Маигова - не прямой путь. В целом, в сложившейся ситуации, народ хочет видеть бывшего представителя Масхадова действующим депутатом Госдумы России от ЧР. Теоретически, получается "награда нашла героя", то есть этот статус идеально подходит Маигову. Но такое решение проблемы не подходит ни Масхадову ни Путину. Чтобы исполнить желание народа Масхадов должен смириться с эффектом легитимизации выборов, не предавать анафеме Маигова и не мешать тем, кто хочет поддержать его на этой стезе. Кроме того, прямая критика со стороны Масхадова может иметь обратный эффект, а бездействие может породить нежелательный прецедент. У Путина ситуация не легче. Он должен хоть на этот раз (на так называемых выборах Президента ЧР он объективно не мог себе это позволить) допустить самую малость демократии для легковерных, уставших, желающих обмануться (чтоб не сознавать реальность) граждан ЧР. Помочь им родить иллюзию, что их тоже воспринимают как граждан, а не как заложников. Но тем самым, пустить в свой храм иноверца, который непременно будет раздражать покой присутствующих напоминанием о существовании альтернативной правды и другой жизни, о которой они предпочитают ничего не знать.

CT: Если выборы зависят от решения кремля, как, или вернее, чем, Маигову удастся заинтересовать Москву?

Л.Шахмурзаев: Маигов чеченскому сопротивлению говорит: "Вам что мешает свой человек в Госдуме, в Конгрессе США или где бы то ни было?". А обращаясь к Кадырову и Кремлю шепчет: "Вы же хотели вовлечь в мирную жизнь и к политическому процессу сепаратистов. Так давайте! Вовлекайте! Чего же вы трусите! Или вы планировали их вовлекать, предварительно заклеивая им рты скотчем! Вот он я. Воевать с вами и взрывать вас не буду, но рот себе затыкать не позволю". Маигов ведет "свою игру" с Президентами на грани фола но правил игры, по большому счету, не нарушает А. Масхадову он говорит, что он не отступник и не ренегат, а ведет политическую борьбу доступными ему средствами. А у В.Путина спрашивает: "Вы отвечаете за заявления в США, Европе о создании условий сепаратистам для участия в политической жизни? Помните! Я безусловный лидер по рейтингу среди кандидатов! Если я не прохожу в депутаты, значит, не держите Вы слово господин Путин!". Похоже, многим игра Маигова нравится. Его поддерживают общественные организации, которые традиционно бойкотировали все односторонние политические инициативы Кремля, начиная с переписи населения и кончая выборами.

CT: Вы так и не сказали, как именно Вы относитесь к политическому ходу Маигова?

Л.Шахмурзаев: Я думаю, он ведет опасную политическую игру. Если он пройдет в депутаты Госдумы, ему очень сложно будет совместить свой имидж со своим статусом, если только Россия принципиально не изменит свой подход к решению чеченского конфликта. Народ обмануть не возможно. С чем он раньше расстанется с имиджем патриота, народного заступника или с депутатством? Ему придется или прогнуться под имперскую систему России, или вести героическую борьбу, может быть до отставки, а может до несчастного случая, если жизнь не подкинет ему новую комбинацию. Очень важно, какую он политическую линию будет проводить в случае избрания. С кем будет сотрудничать и блокироваться в Думе. Использует ли её как трибуну, для того, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме Чечни и предложить пути демократического решения.

CT: А если Кремль сделает ставку на другого человека?

Л.Шахмурзаев: А если Кремль решит не пропустить его, несмотря на его очевидные преимущества, то ему придется стать свидетелем в обличении Путина, российских грязных технологий, и т.д. и т.п. То есть стать врагом Кремля или изменником-неудачником. Если он не станет депутатом, тогда только став непримиримым сепаратистом, он сохранит свою честь и останется политической фигурой. Готов ли он к неизбежному третьему раунду своей борьбы? Я искренне болею за него, желаю ему удачи. Но не посоветовал бы ему ввязаться в эту борьбу. Участие в его выборной компании для себя лично, считаю неприемлемым, так как я придерживаюсь официального государственного курса в этих вопросах, и открыто заявил ему об этом. По большому счету, он в моей помощи и не нуждается. К тому, что некоторые граждане, до сих пор яро бойкотировавшие выборы решили поддержать Маигова, подчеркиваю не выборы, а конкретно Маигова и его игру, отношусь с пониманием. Гражданам нравится, что они могут поставить в сложное положение одновременно двух Президентов и если их затея завершится удачно, то сделать какой то шаг к урегулированию конфликта, как им кажется. По большому счету, они никому не мешают воевать, но, по своему, пытаются сделать политику и помочь урегулированию конфликта.

CT: Каков Ваш прогноз? Пропустит ли Кремль Маигова? Как отреагирует официальная власть Ичкерии на выдвижение Маигова?

Л.Шахмурзаев: Давать прогнозы особого смысла я не вижу. Все выясниться 7 декабря. Кадырову телячьи нежности не к чему. Тот на кого поставит Кадыров по согласованию с Кремлем пройдет по кадыровски уверенно и без всяких сантиментов. Сможет ли Маигов, пользуясь своим рейтингом и особым положением скорректировать планы Кремля и Кадырова? Это сложный вопрос. Но ясно одно, все остальные кандидаты смогут из себя выдвинуть только одного реального конкурента Маигову. Выбирать проходного кандидата будут из двоих, одним из этих двоих, без сомнения, является Маигов. Официальная Ичкерия данные псевдовыборы не признает не юридически не фактически. Вне зависимости от того, кто в них участвует и кто пройдет депутатом. Маигов это знает, но участвует них. Официальной реакции по персоне Маигова скорее всего не будет. У Масхадова есть прекрасные возможности быстро и эффективно выразить свое отношение к любому событию в среде сопротивления. Если Вам до сих пор не известна реакция Масхадова на участие Маигова в этой акции, думаю это осознанное решение Президента ЧРИ по этому вопросу. Значит, он не считает участие конкретного человека в псевдовыборах , событием такого масштаба, что бы непременно на это реагировать официально. Но, будьте уверены, это не осталось им не замеченным, и если бы он посчитал нужным реагировать более существенно он разразился бы на его голову целым градом аудио и видео кассет сообщениями на пяти-десяти сайтах и десатками печатных изданий всякого качества и разного уровня легальности.

источник: Веб-сайт "Caucasus Times"