Движение "За права человека" направило заявления в московскую прокуратуру с просьбой расследовать трагедию "Норд-Оста"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

22 октября российские правозащитники сообщили о своих требованиях возбудить отдельное дело против должностных лиц, виновных в трагедии "Норд-Оста".

Информационно-аналитическое интернет-издание "Кавказский узел" публикует полный текст заявлений Общероссийского общественного движения "За права человека", направленных и.о. Прокурора Москвы.

        Заявление Общероссийского общественного движения "За права человека" и.о. Прокурора Москвы по поводу незаконного применения наркотического средства - фентанила при освобождении заложников захваченных террористами во время представления мюзикла "Норд-Ост"

В конце октября 2002 года в г. Москве произошли трагические события, связанные с захватом заложников группой вооруженных преступников во время представления мюзикла "Норд-Ост" в здании ДК "ГПЗ-1". В результате этих событий погибло 129 заложников, большинству других был причинен вред здоровью. В первые дни после освобождения заложников были даны комментарии случившегося некоторыми  высокопоставленными государственными чиновниками.
В частности министр здравоохранения России Юрий Шевченко сообщил, что в ходе операции по освобождению заложников в Москве применялся состав на основе производных фентанила, что летальные исходы связаны с тем, что химические вещества применялись в отношении людей, которые находились в сложных условиях кислородного голодания, обезвоживания, сильнейшего психологического стресса.

Официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко добавил, что обладание средствами, в частности, производными фентанила, а также использование этих веществ полностью соответствует обязательствам, взятых на себя Россией в соответствии с международной конвенцией о запрещении химического оружия. Он также отметил, что применение этих средств соответствует и российскому законодательству. (ИТАР-ТАСС, www.gazeta.ru).

В телевизионной передаче 19 октября 2003 года телеканала НТВ "Намедни" с Леонидом Парфеновым были показаны сюжеты трагических событий прошлого года и взяты интервью у очевидцев.

В этой телевизионной передаче заместитель Министра внутренних дел России Владимир Васильев подтвердил, что проведенную спецслужбами операцию по освобождению заложников нельзя признать успешной.

Ведущий: "Теперь операцию уже не называют блестящей".

Васильев: "По поводу блестящей, я думаю, здесь с самого начала ничего не было и никто так вопрос не ставил и не говорил. Мы, по сути, потеряли 129 человек. Тут, как-то язык не поворачивается. Мне кажется, даже откуда-то взято не знаю, непонятно, кто это мог говорить".

Ведущий: "Большая часть заложников, считают Карповы, погибло от сверх доз усыпляющего газа, но само слово газ или фентанил нет ни в одном свидетельстве о смерти. Теперь власть признает, да, дозы наркотиков могли быть слишком велики".

Васильев: "Конечно, было сложно рассчитать применение концентрации в таком большом помещении".

Ведущий: "Правду о себе узнали как всегда из-за границы. 29 октября 2002 года. Газета "Таймс". Немецкие заложники проливают свет на природу смертельного газа. Обследуя 18 - летнюю студентку и 43 - летнего бизнесмена находившихся без сознания в театре, эксперты клиники в Мюнхене пришли к выводу, что 115 человек были убиты наркотиком фентанилом. Секретный химик, который посоветовал использовать фентанил, удостоен звания "Героя России".

Таким образом, проведенный анализ газетных публикаций и телепередач (газета "Время новостей" от 4 февраля 2003 года, "Новая газета" от 20 октября 2003 года, телепередача 19 октября 2003 года телеканала НТВ "Намедни" с Леонидом Парфеновым),  а также комментарии  высокопоставленных российских чиновников по поводу событий, имевших место в октябре 2002 года в г. Москве в Театральном центре на Дубровке, позволяет сделать вывод о том, что основной причиной смерти большинства погибших заложников является факт применения правоохранительными органами в качестве специального средства больших доз наркотического газообразного вещества - фентанила. По своему наркотическому действию фентанил превосходит такой наркотик как морфин примерно в 200 раз и способен не только оказывать обезболивающий эффект, но и вызывать состояние комы и даже смерти в результате остановки дыхания и кровообращения.

Однако применение наркотических средств в отношении большой группы людей запрещено международным и российским законодательством.

Так, постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" фентанил включен во второй список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых ограничен в Российской Федерации. Применение данного наркотика регламентировано ст. 14 федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". В пункте 2 данной статьи записано: "Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки 2 и 3, допускается по назначению врача в медицинских целях, а также в целях, предусмотренных статьями 34-36 настоящего Федерального закона".

Следовательно, использование наркотического средства - фентанила на территории Российской Федерации возможно только: по назначению врача в медицинских целях; в научных и учебных целях (ст. 34); экспертной деятельности (ст. 35); в оперативно-розыскной деятельности (контролируемые поставки, проверочные закупки, оперативный эксперимент, сбор образцов для сравнительного исследования, оперативное внедрение, исследование предметов и документов) (ст. 36).

Таким образом, наркотическое средство - фентанил был использован российскими спецслужбами при освобождении заложников, захваченных террористами во время представления мюзикла "Норд-Ост", незаконно, в нарушении требований статьи 14 федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и ч. 1 ст. 228 УК РФ.

Изложенные факты свидетельствуют о совершении преступлений руководителями оперативного штаба, созданного для освобождения заложников, и другими должностными лицами правоохранительных органов. Однако, эти лица не могут быть допрошены как подозреваемые или обвиняемые  в ходе предварительного расследования по уголовному делу N 229133, возбужденному 23 октября 2002 года по ст. 205 УК РФ (терроризм) в связи с захватом заложников в театральном центре на Дубровке, поскольку по указанному делу они могут допрашиваться только в качестве свидетелей или потерпевших.

Вместе с тем, согласно требованиям ст. 155 УПК РФ в случае, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым преступлением, следователь выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из указанного дела и направлении их прокурору для проверки и принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Поэтому полученный общероссийским общественным движением "За права человека" из Генеральной прокуратуры РФ в августе 2003 года ответ, в котором сообщается, что: "Прокуратурой г. Москвы проверяются все обстоятельства происшедшего, в том числе законность действий сотрудников специальных подразделений, принимавших участие в штурме здания ДК", является незаконным и необоснованным, поскольку противоречит ст. 155 УПК РФ (ксерокопия ответа прилагается).

На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 140, 141, 144 УПК РФ, прошу:

1. Приобщить данное заявления к материалам уголовного дела N 229133,

возбужденному 23 октября 2002 года по ст. 205 УК РФ (терроризм) в связи с

захватом заложников в театральном центре на Дубровке.

2. В связи с изложенными в заявлении обстоятельствами дать следующие поручения следователям, расследующим уголовное дело N 229133:

- Допросить в качестве свидетелей Министра здравоохранения РФ Ю. Шевченко и официального представителя МИД РФ А. Яковенко об известных им обстоятельствах применения в ходе специальной операции по освобождению заложников наркотического средства фентанила.

- Допросить в качестве свидетеля заместителя Министра внутренних дел РФ члена оперативного штаба В. Васильева об известных ему обстоятельствах неудовлетворительного проведения специальной операции по освобождению заложников и применению наркотического средства фентанила.

- Сделать международный запрос экспертам экспертного учреждения Мюнхена, проводившим судебно-медицинские экспертизы граждан Германии, пострадавших от захвата заложников, с просьбой выслать заверенные копии медицинских заключений, в которых говорится о применении российскими спецслужбами наркотика фентанила, для приобщения их к материалам уголовного дела.

По результатам проведенных допросов названных свидетелей (Шевченко, Яковенко, Васильев)  дать поручение следователям о выделении материалов из уголовного дела N 229133, содержащих сведения о новых преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228 (незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств), по п. "в" ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий), ч. 2 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) УК РФ в соответствии с требованиями ст. 155 УПК РФ.

По выделенным материалам поручить возбудить новое уголовное дело и провести предварительное расследование в отношении должностных лиц оперативного штаба, отдавших приказ сотрудникам спецслужб на применение в отношении находившихся в здании ДК более 800 заложников в качестве специального средства наркотического вещества фентанила по ч. 1 ст. 228 (незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств), по п. "в" ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий), ч. 2 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) УК РФ.

Предлагаем заявление Общероссийского общественного движения "За права человека" и.о. Прокурора г. Москвы по поводу непринятия должных организационных и практических мер по оказанию своевременной и необходимой медицинской помощи пострадавшим от незаконного применения больших доз наркотического средства фентанила при штурме театрального центра на Дубровке.

Заявление Общероссийского общественного движения "За права человека" и.о. Прокурора г. Москвы по поводу непринятия должных организационных и практических мер по оказанию своевременной и необходимой медицинской помощи пострадавшим от незаконного применения  больших доз наркотического средства фентанила  при штурме театрального центра на Дубровке

В конце октября 2002 года в г. Москве произошли трагические события, связанные с захватом заложников группой вооруженных преступников во время представления мюзикла "Норд-Ост" в здании ДК "ГПЗ-1". В результате этих событий погибло 129 заложников, большинству другим был причинен вред здоровью. Считаем, что в процессе проведения специальной операции по освобождению заложников членами оперативного штаба из числа руководящих работников Министерства здравоохранения России не было принято должных организационных и практических мер по оказанию своевременной и необходимой в таких случаях медицинской помощи пострадавшим от незаконного применения больших доз наркотического средства фентанила.

Подтверждением преступной халатности этих руководящих медицинских работников, ответственных за организацию оказания экстренной медицинской помощи заложникам, являются увиденные в октябре 2002 года телезрителями репортажи телевизионных каналов с места произошедшей трагедии, многочисленные объяснения очевидцев, комментарии медицинских работников, оказывавшим помощь находившимся в тяжелом наркотическом состоянии людям.

В частности, в телевизионной передаче НТВ "Намедни" 19 октября 2003 года заведующий реанимационным отделением 13 городской больницы г. Москвы Н. Зубанов сообщил: "Наверняка руководство, я не знаю, Комитета здравоохранения, правительство Москвы, ну хотя бы в 5 утра уж, когда штурм начался, знало, что применяется газ. И если бы в 5 утра хотя бы нам дали сигнал на общий сбор, грубо говоря, как раньше были сигналы. У нас то же сейчас существует система оповещения. Достаточно, экстренного оповещения и мы быстро приезжаем к месту работы. Если бы в 5, в 6 часов нам дали бы такой сигнал, то к 7 часам бы уже было очень большое количество реанемотологов с соответствующим оборудованием, именно там, а не здесь". Данное высказывание специалиста-медика вполне однозначно.

Члены общероссийского общественного движения "За права человека" твердо убеждены в том, что должны быть обязательно приглашены к месту трагедии медицинские работники соответствующего профиля с необходимым оборудованием, поскольку в таком случае, больным людям была бы оказана своевременная и квалифицированная медицинская помощь, что позволило бы сохранить жизни многих заложников. Однако этого не было сделано.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 140, 141, 144 УПК РФ, прошу:

1. Приобщить данное заявление к материалам уголовного дела N 229133, возбужденного 23 октября 2002 года по ст. 205 УК РФ (терроризм) в связи с захватом заложников в театральном центре на Дубровке.

2. Поручить следователям следственно-оперативной группы выделить из материалов уголовного дела N 229133, материалы, содержащие сведения о новом преступлении, совершенном входившими в оперативный штаб руководящими медицинскими работниками, предусмотренном ч. 2 ст. 124 (неоказание помощи больному без уважительных причин, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или специальным правилом, если оно повлекло по неосторожности смерть больного) в соответствии с требованиями ст. 155 УПК РФ.

3. По выделенным из уголовного дела материалам возбудить новое уголовное дело по ч. 2 ст. 124 УК РФ и провести предварительное расследование в отношении включенных в состав оперативного штаба, созданного по освобождению заложников, руководящих медицинских работников, не принявших необходимых мер по оказанию своевременной медицинской помощи заложникам.

Заявление Общероссийского общественного движения "За права человека" и.о. Прокурора г. Москвы по поводу превышения пределов необходимой обороны при штурме театрального центра на Дубровке

В конце октября 2002 года в г. Москве произошли трагические события, связанные с захватом заложников группой вооруженных преступников во время представления мюзикла "Норд- Ост" в здании ДК "ГПЗ-1". В результате этих событий погибло 129 заложников, большинству другим был причинен вред здоровью. Члены общероссийского общественного движение "За права человека"  считают, что в процессе проведения специальной операции по освобождению заложников сотрудниками силовых структур были превышены пределы необходимой обороны, в результате чего  незаконно были лишены жизни все находившиеся внутри здания ДК вооруженные преступники, захватившие заложников.

По телевизионному каналу НТВ 19 октября 2003 года в передаче "Намедни" член оперативного штаба, созданного в октябре 2002 года по освобождению заложников, Г. Гудков также фактически признал действия сотрудников спецслужб, убивших всех без исключения участников террористического акта, непрофессиональными и незаконными. Он заявил: "Более 40 минут на втором этаже шел бой. Я разговаривал с нашими альфавцами. Можно было брать живыми, нужна была информация: кто, где, как, что, чем. Очень было важно взять языка. Почему это не было сделано, мне сказать сложно. Но ответ на этот вопрос общество должно иметь".

Указанные противоправные действия спецслужб не позволили в дальнейшем проводить в полном объеме предварительное расследование по уголовному делу N 229133, возбужденному 23 октября 2002 года по ст. 205 УК РФ (терроризм) в связи с захватом заложников в театральном центре на Дубровке.

В результате необоснованного убийства всех без исключения нападавших, захвативших заложников, следователи следственно - оперативной группы были лишены возможности следственным путем установить организаторов и заказчиков хорошо спланированного вооруженного нападения и захвата большого количества людей в г. Москве, выяснить обстоятельства беспрепятственного нахождения в Москве хорошо вооруженной организованной преступной группы, а также установить другие важные для следствия обстоятельства совершения особо тяжкого преступления.

По этой же причине не были своевременно предотвращены новые террористические акты в г. Москве.

Кроме того, потерпевшие от преступления в Театральном центре на Дубровке, лишились возможности участвовать в судебном процессе и предъявлять гражданские иски к виновным по возмещению материального ущерба и морального вреда.

В этой связи считаем, что полученный в августе 2003 года ответ из Генеральной прокуратуры РФ, в котором сказано, что: "Оружие сотрудниками специальных подразделений было применено в условиях крайней необходимости" необоснованным и не соответствующим действительным произошедшим обстоятельствам (копия письма прилагается).

На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 140, 141, 144 УПК РФ, прошу:

1. Приобщить данное заявления к материалам уголовного дела N 229133, возбужденного 23 октября 2002 года по ст. 205 УК РФ (терроризм) в связи с захватом заложников в театральном центре на Дубровке.

2. Поручить следователям следственно-оперативной группы выделить из материалов уголовного дела N 229133, материалы, содержащие сведения о новом преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 108 УК РФ (убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лиц, совершивших преступление) в соответствии с требованиями ст. 155 УПК РФ.

3. По выделенным из уголовного дела материалам возбудить новое уголовное дело и провести предварительное расследование в отношении сотрудников спецслужб, совершивших убийство при превышении мер, необходимых для задержания преступников, совершивших вооруженное нападение на Театральный центр на Дубровке и захвативших заложников.

Прошу Вас о принятом решении проинформировать нашу организацию в установленный УПК РФ срок.

источник: ООД "За права человека" (Москва)