Совет журналистов ЧР займет свое место в истории
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Журналист и поэт из Гудермеса Руслан Юсупов - частый гость нашей редакции. 15 июля на своем очередном совещании редакторы газет и журналов Чеченской Республики в целях возрождения Союза журналистов избрали правление и председателя Союза журналистов Чечни. Им стал Руслан Юсупов, беседу с которым мы и предлагаем нашим читателям.
- Расскажите, пожалуйста, как сейчас обстоят дела в Союзе журналистов Чечни? Проблемы какого характера вам приходится решать?
- Надо сразу сказать, что речь вообще идет о возрождении Союза журналистов нашей республики, поскольку юридически такой организации сегодня не существует. Компоненты ее практически есть, есть журналистская масса, есть правление и есть, избранный его членами, председатель в моем лице. Существует и проект нового устава, подготовленный мной в эти дни. Но все это должно пройти утверждение на съезде журналистов, что оговорено и в тексте устава. Иначе и быть не должно.
Мы не должны создавать прецедент, когда группа журналистов, даже таких известных и дееспособных, какими являются нынешние редакторы газет и журналов (они же члены правления), могут собраться и создать организацию. Если такую возможность заложить в уставе и зарегистрировать организацию, то республику могли бы захлестнуть десятки новоиспеченных союзов. Для меня всегда были важны принципы, и в данной ситуации меня меньше всего интересует мое "председательство", хотя я, конечно же, очень ценю доверие, оказанное мне ведущими журналистами республики - это другая сторона вопроса. Легитимность Союза журналистов должна быть прерогативой съезда журналистов и никак иначе.
Естественно, возникает вопрос: какую задачу ставят перед собой члены правления возрождаемого Союза журналистов и его председатель? Ответ один: подготовить и провести журналистский съезд. Т.е. выполнить функции оргкомитета. Скажу, однако, что ситуация не позволяла нам пассивно дожидаться времени проведения съезда. Слишком бурные события разворачиваются в республике. В какой-то момент ситуация потребовала от нас, чтобы мы подали свой голос. И он прозвучал в форме обращения от имени правления Союза журналистов Чечни. Мы призвали к выдержке и благоразумию всех кандидатов на пост Президента ЧР, поскольку среди них имели место попытки дискредитировать друг друга. Наше обращение оказалось весьма уместным, и было с пониманием встречено многими людьми.
Учитывая остроту ситуации со злополучным блокпостом "Кавказ" (на границе с Ингушетией), где ежедневно, и не первый год, подвергаются унижениям и оскорблениям следующие через него люди, как председатель Союза я обратился с открытым письмом ("Вести Республики", N 70-71 от 5.09. Озг.) к военному коменданту ЧР, призывая его принять соответствующие меры.
В результате моего визита в центральную комендатуру, где уже была определенная реакция на мое письмо, была достигнута договоренность о встрече с военным комендантом республики по данной проблеме сразу же после окончания предстоящих выборов.
Мне казалась также недопустимой ситуация, когда редактора газет и журналов были лишены возможности свободного прохода на территорию правительственного комплекса. По моему убеждению, эта категория людей должна пользоваться наивысшим доверием руководства республики, поскольку они открыто проводят в жизнь официальную политику федеральной власти и подвержены не меньшему риску, чем любой правительственный чиновник.
Для справедливого решения этого вопроса я обратился с письмом к председателю Правительства ЧР А. Попову с просьбой включить редакторов в постоянный список для прохода в правительственный комплекс. При содействии начальника управления по социальным вопросам Правительства ЧР Иситы Гайрбековой этот вопрос, пусть и не сразу, удалось решить положительно. Однако, этот список "застрял" в кабинете коменданта правительственного комплекса, как мне сказали, до окончания выборов. Видимо, по ту сторону "забора" еще не пришли в себя от последнего теракта, но зачем же доводить подозрительность до абсурда.
В отличие от аккредитованных в Правительстве ЧР коллег из центральных СМИ, чей "вклад" в чеченский конфликт широко известен, журналисты Чечни - это надежные проводники мира, и любое препятствие на их пути со стороны властей выглядит нелепым. Но хорошо - хоть в принципе этот вопрос решен. Могу сказать, что подготовлены списки всех творческих работников местных СМИ, чтобы мы получили представление о количественном составе нашего журналистского цеха. Во всех этих СМИ после регистрации в Минюсте ЧР Союза журналистов будут созданы его первичные организации.
У меня запланирована встреча с моим коллегой из Дагестана. Будет полезно узнать, как у них построена работа, чем занимается Союз журналистов Дагестана. Вообще, надо будет непременно наладить связи с Союзами из ближних республик и обязательно с Союзом журналистов России. Все должно вернуться на круги своя.
- Руслан, известно, что в Минюсте ЧР среди зарегистрированных организаций уже значится Союз журналистов ЧР. Что бы вы сказали на этот счет?
- Действительно "значится", но абсолютно не действует. Человек, который значится председателем этого Союза, некий Гериханов, с группой из 5 человек в 2000 г. зарегистрировал такую организацию, открыл счет в банке и уехал в Москву. Он даже не прошел перерегистрацию в Минюсте ЧР, который в этой связи должен был инициировать ликвидацию организации в судебном порядке.
Наверно, можно было бы отнестись со снисхождением к этой авантюре, если бы она оказалась безобидной для нас, журналистов, живущих и намеренных далее жить в Чечне. Но дело в том, что в том же Минюсте ЧР не регистрируют организацию, если ее название повторяется слово в слово. Но какое слово можно выбросить или заменить в названии "Союз журналистов ЧР"? В отличие от иных общественных организаций, в названиях которых могут быть десятки вариантов, здесь ситуация тупиковая. Получается, что человек, не имеющий ни малейшего отношения к сегодняшней чеченской журналистике, украл единственное название возрождаемой нами организации и спокойно вывез его в благополучную Москву. На сохранение от взрывов, обстрелов и адресных зачисток? Вряд ли, скорее, для более реальных и прозаических задач. Но не будем долго останавливаться на этом вопросе, поскольку известно, что Гериханов обещал принять участие в работе съезда журналистов - там все должно встать на свои места.
- На ваш взгляд, какова роль журналистики в Чечне? И как наши СМИ справляются со своими задачами?
- Роль журналистики в любом обществе, а уж тем более в Чечне, трудно переоценить. Но одно дело - цивилизованное общество, где соблюдаются конституционные права граждан и жизнь человека, в том числе и журналиста, чего-то стоит. Другое дело - Чечня, где любое правдивое слово нашего коллеги может оказаться последним в его жизни. Мы еще слишком далеки от того, чтобы в нашем обществе что-то решало слово. У нас по-прежнему многое решает оружие. Сегодня я еще решаюсь сказать об этом, что будет завтра - неизвестно.
У журналистов нашей республики - один путь - реализовывать возможное. Каждый сам должен определить для себя степень риска, на который он может пойти. Сегодня трудно говорить о том, как наши коллеги в Чечне справляются со своими задачами. Многое определяется уровнем свободы. Я не берусь осуждать ни наше телевидение, ни наши газеты за их очевидную пресность. Разрыв между содержанием газетных полос и телепередач с реальным положением в республике слишком ощутим. Но работать надо.
Люди тешатся и той правдой, которая все же просачивается в наши СМИ. Слово за словом, шаг за шагом следует идти к этой правде. Она не за кем-то конкретно, не за тем или иным лидером. Она сама по себе и больше, чем что-либо, имеет право на жизнь. Закон, Мораль, Совесть - вот наша правда, наши главные ориентиры. В стране, где царит хаос, конечно же, трудно им следовать. Проще - плыть по течению и без оглядки получать зарплату. Но на этом пути журналиста не осчастливят благодарные глаза читателей или телезрителей, признание коллег, уважение общества - а это многого стоит.
Если под задачами, возложенными на журналистов, иметь в виду и уровень профессионализма, то здесь тоже многое оставляет желать лучшего. В ходе драматических событий в Чечне у нас, помимо всего прочего, прервалась преемственность поколений. Это касается и сферы журналистики. Как правило, молодые специалисты повышали свое мастерство за счет опыта старших коллег, рядом всегда был живой пример для подражания. Война же нанесла страшный удар журналистскому цеху Чечни. Число специалистов резко сократилось. Молодым необходимо время для овладения профессией, если не считать таких самородков, как Полина Жеребцова (сотрудница "М/С"), но таковых слишком мало.
Наверное, в каждой газете есть по 1-2 сотрудника, чьи статьи вынуждены обрабатывать более опытные коллеги. По-прежнему встречаются непростительные погрешности в речи тележурналистов. Необходимо работать над собой, ведь не секрет, что многие люди сегодня учатся правильно говорить и писать, судя по речи на телеэкране и материалам в газетах. Это значительно повышает ответственность журналистов.
- А есть в республике журналисты, на которых можно и должно равняться?
- Разумеется, есть. И слава Аллаху! Если бы их не было, наши СМИ представляли бы весьма неприглядную картину. Ведь говоря о пряности чеченских СМИ, я исходил из идеальных позиций, из желаемого, что не исключало наличия отрадных моментов. А отрадные моменты - это, прежде всего, наличие среди наших коллег ярких, талантливых журналистов, вписавших свои имена в историю чеченской журналистики. Я не без удовольствия назову имена некоторых из них и начну с двух наших коллег, к коим питаю особые симпатии. Это Адлан Тимирханов и Аза Газиева. Надеюсь, остальные мои собратья по перу не упрекнут меня за это. А вот и их имена: Арби Сагаипов, Леча Магамаев, Лема Турпалов, Ахмед Барзанукаев, Эльбрус Минкаилов, Имран Джанаралиев, Дени Сумбулатов, Дети Сулумова, Тамара Юнусова.
Что касается наших тележурналистов, в первую очередь следует назвать имена Беслана Халадова и Белкис Дудаевой, которые много лет возглавляют ЧГТРК и много лет своей жизни отдали любимому делу. Под их руководством наше телевидение, что называется, возродилось из пепла, и в последнее время ими подготовлен целый ряд молодых перспективных журналистов. Одним из опытных журналистов здесь является Адиз Кусаев.
К сожалению, радиопередачи приходят сегодня далеко не в каждый дом, и ситуация эта со временем, конечно, выправится. На слуху же радиослушателей всегда были имена Харона Тарамова и Яхи Исраиловой. Наконец, Хожбауди Борхаджиев, которого, дабы соблюсти корректность, я называю последним, поскольку Хожбауди не только мой коллега, но и друг по жизни. Надеюсь, также меня простят те, о ком я в эту минуту не вспомнил.
- Что вы скажите о подготовке к съезду журналистов? Когда он состоится, и какие вопросы на нем будут ставиться?
- Сразу же, как улягутся страсти после президентских выборов, оргкомитетом будет начата активная работа по организации съезда. О дне его проведения заранее будет сообщено всеми СМИ. Местом проведения, естественно, должна быть столица республики. На повестке дня, видимо, будет следующее: оценка общественно-политической ситуации в республике, обсуждение и принятие устава организации, где будет идти речь о целях и задачах Союза журналистов Чечни, о порядке приема новых членов и т.д., выборы правления и председателя Союза журналистов и разное.
Надеюсь, нам удастся провести этот форум на хорошем уровне, в атмосфере понимания всеми его участниками важности стоящих перед ними задач. Мы должны возродить все сферы жизнедеятельности нашего общества, чтобы по всем направлениям стать вровень с соседними республиками и народами, а Союзу журналистов в этом процессе также отведено свое место ходом истории.
- Благодарю вас за интервью, желаю успехов в деле возрождения Союза журналистов.
Опубликовано 11 октября 2003 года