О праве чеченского народа на самоопределение
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Последнее выступление на телевидении Министра по делам национальностей Рамазана Абдулатинова показало, что в России нет политиков, которые знали бы историю национальных меньшинств, в том числе и чеченского народа. Когда Абдулатипов говорит, что никакой многовековой борьбы не было, то возникает вопрос - знает ли вообще кто-нибудь в России историю чеченского народа и взаимоотношения народа Чечни с Россией? Поэтому свой доклад я построила таким образом, чтобы в какой-то степени открыть глаза на это российским политикам.
В китайской классической литературе сохранилась одна удивительная даосская притча, которая может стать ключом к тайне чеченского менталитета. Дошедшая до нас из первого тысячелетия до н.э., притча гласит:
"Цзи Синцзы тренировал бойцовского петуха для чжоуского царя Сюаньвана. Через десять дней царь спросил:
- Готов ли петух к бою?
- Еще нет. Пока самонадеян, попусту кичится. Через десять дней царь снова задал тот же вопрос.
- Пока нет. Еще бросается на каждую тень, откликается на каждый звук.
Еще через десять дней царь снова задает тот же вопрос.
- Пока нет. Взгляд еще полон ненависти, сила бьет через край. Наконец, на сороковой день царь услышал:
- Почти готов. Не встревожится, пусть даже услышит другого петуха. Взгляни на него - будто вырезан из дерева. Полнота его свойств совершенна. На его вызов не посмеет откликнуться ни один петух - повернется и сбежит".
Китаец тренировал петуха в течение сорока дней и почти достиг в нем совершенных бойцовских качеств. Российские политики формируют в чеченцах бойцовские качества в течение четырехсот лет, но всякий раз, столкнувшись с совершенством творений рук своих, приходят в ярость и с этой ненавистью вступают в очередное столетие.
Не удаляясь в глубь веков, остановимся хотя бы на отдельных датах последних трех столетий. Ни один историк не сможет назвать даже одно десятилетие, когда бы чеченцам не пришлось драться за свою свободу и независимость. Я беру годы выборочно. Это не значит, что между ними не было никаких экспедиций:
1718 год - первая карательная экспедиция отряда донских казаков против чеченцев на Сунжу и Аргун по Указу Петра I;
1722 год - вторая карательная экспедиция донских казаков также по Указу Петра I;
1732 год - карательная экспедиция генерала графа Дугласа в Чечню;
1783 год - карательная экспедиция русских войск в Атаги и Алды под начальством полковника Коха (3-4 марта), а в сентябре того же года - карательная экспедиция генерала Павла Сергеевича Потемкина;
1785 год (май-август) - первый этап борьбы горцев Северного Кавказа против царских колонизаторов под руководством шейха Мансура;
1787 год - карательные экспедиции под начальством генерала Теккели и полковников Савельева и Ретиндера в трех разных направлениях.
Чеченцы продолжали оказывать яростное сопротивление империалистическим силам, когда им один за другим покорялись народы Северного Кавказа, принимая добровольно российское подданство. За это время успели начаться и закончиться: русско-турецкая война (1787-1791), русско-иранская война (1796-1797). вторжение наполеоновской армии и изгнание ее из России (1812 г.), русско-иранская война (1826-1828), русско-турецкая война (1828-1829) и т.д.
XIX век, как и прошедшее столетие, не принес на чеченскую землю мир и спокойствие. Карательные экспедиции продолжили новые генералы: Булгаков (1805); Глазенап (1806); Ермолов (1819); Греков (1819-1825); Вельяминов (1831); Розен, в одном только 1832 г. уничтоживший 80 аулов Большой Чечни; Фези (1837), Граббе(1839), Пулло (1839), Галафеев (1840) и т.д. Такой ценой свободу не покупало ни одно государство в мире.
Однако авторы книги "Геноцид и массовые репрессии" из серии "Энциклопедия преступлений и катастроф", вышедшей в издательстве "Литература" в 1996 году, приводя подробности о всех известнейших массовых репрессиях в истории человечества "от вавилонских казней до конца XX века", не сочли нужным даже вскользь упомянуть о трагедии чеченского народа, чья национально-освободительная война затянулась на столетия.
"...Печатью геноцида была отмечена вся колониальная политика европейских держав во второй половине XIX века. Сколачивая мировые империи, европейские метрополии, мнившие себя оплотом цивилизации и просвещения, не только прибирали к рукам чужие земли: если жители этих земель не проявляли достаточной готовности смиренно принять чужеземное иго, их уничтожали. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к истории английского господства в Индии, германской колониальной политики в Юго-Западной Африке, французских завоеваний в Магрибе, Индокитае и т.д.", - отсылают нас авторы этой книги к истории давно распавшихся империй и их колоний, о правах которых на достойную жизнь говорить легче, чем о бесправии колониального чеченского народа, все еще находящегося в железных тисках последней на земле империи - Российской.
А ведь достаточно было хотя бы процитировать "Путешествие в Арзрум", А. С. Пушкина, где он свидетельствует о геноциде чеченского народа со стороны Российской империи. "...Черкесы нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены..."
Если геноцид означает буквально уничтожение рода, племени и "органически связан с фашизмом и расизмом"*, то почему до сих пор никто не может назвать своим именем преступления монархической, советской и, наконец, новой Российской империи против чеченского народа? Как, например, когда речь заходит об индейцах: "Колонизация Америки -история беспрерывных войн против аборигенов, не имеющая себе равных в мировой истории по хладнокровной жестокости. Целью этих войн было физическое истребление коренных жителей", - уверены авторы "Энциклопедии преступлений...". Интересно, как отнеслись бы к этому утверждению жители 96 уничтоженных аулов на пространстве от Теньги до Гехи, когда в 1858 году была окончательно завоевана Малая Чечня; что сказали бы 762 жителя аулов Хийла, Чармаха, Моцкара, Тийста и Хайбаха, сожженные в конюшне имени Берия в 1944 году при депортации чеченского народа?!
На примере семьи Гаевых можно представить себе, сколь "опасны" были для советской власти сожженные в Хайбахе:
Тута - 110 лет, его жена - 100 лет, его брат - 108 лет, жена брата - 90 лет, племянники - 45 и 50 лет, невестка - 30 лет и родившиеся накануне близнецы. Не менее интересной могла бы оказаться реакция по этому поводу полутора тысяч замученных до смерти в фильтрационных лагерях или вырвавшихся чудом из их застенков пожизненных калек и инвалидов, оказавшихся в 1994-1996 годах на оккупированной территории только потому, что не захотели видеть в северном соседе непримиримого врага и не встретили его на своей земле с оружием в руках.
Проходя по чеченской земле с "топором и огнем", со штыком и картечью, выдающиеся полководцы России вынуждены были признавать, что в Чечне им принадлежит только тот клочок земли, на котором стоит их армия, и стоит им сойти с этого места, чтобы продвинуться в глубь страны, как тут же завоеванная территория перестает им принадлежать.
России понадобились столетия, чтобы объявить свою окончательную победу над непокорным чеченским народом, но как только она сделала это, она вынуждена была признать, что ей принадлежала только та часть чеченской земли, на которой в 1994-1996 годах стояла ее полумиллионная армия.
Чечня никогда не была частью России, как и Россия никогда не признавала Чечню полноправным членом семьи народов, населяющих ее.
Утопив в Черном море тысячи офицеров царской армии, тысячи их отбросив за кордон и не менее сгноив в советских лагерях, Россия поставила памятник в Чечне одному из своих самых кровавых генералов - Ермолову - и ревностно следила за тем, чтобы он оставался на своем пьедестале, как бы часто на него ни покушались чеченские патриоты. На карте России нельзя найти ни одной деревни, названной в честь великого Буонанарте, зато трудно представить себе Чечню без станицы Слепцовской или села Ермоловка, коими Россия увековечила память царских генералов Слепцова и Ермолова, дабы помнили "злые чечены", что не переведутся на Руси военные чины, готовые омыть сапоги русских солдат в Сунже и Тереке. И не будет никакой разницы, кто из Павлов Сергеевичей - Потемкин или Грачев - возглавит сей поход.
В главе "Замирение Кавказа" (из учебника "История" П. И. Зырянова для 8 класса) приводятся ужасающие данные:
"За полвека, протекшие с начала военных действий, вряд ли осталась в России крестьянская хата или дворянская усадьба, которая не послала бы на далекий Кавказ хоть одного борца - солдата или офицера. Не перечислить всех жертв, какие поглотила эта кровавая борьба...".
Приведу данные статистики. В России к началу XX века "от Балтийского моря до Тихого океана проживало 43,7 млн. человек, из них на долю Сибири приходилось 3 млн., Северного Кавказа - около 1 млн." (это из "Истории" П. Н. Зырянова). Если учесть, что на Северном Кавказе проживают десятки народностей, то из этого неполного миллиона на долю чеченцев приходится едва 200 тыс., что подтверждает цифру 198 тыс. на конец XVIII века. Выходит, что во все времена Россия воевала с противником, которого превосходила в сотни, тысячи раз! И ни одной победы! (Для справки: когда во времена шейха Мансура от 198 тыс. чеченцев осталось всего 90 тыс., они сознательно приостановили национально-освободительную борьбу и ушли в горы, дабы возродиться из пепла. Земли их тут же были заселены русскими).
Чечня всегда была независимой и суверенной в своих внутренних и внешних отношениях, не допускающей иностранного вмешательства. Экономическое положение Чечни, при том, что она вынуждена была десятилетиями вести беспрерывную войну с Россией, было гораздо лучше, чем в империи. В словаре Брокгауза и Ефрона приведены данные только по одному горному (!) селению Чечен-Аул, расположенному на реке Аргун: в 1859 году здесь насчитывалось 2 500 жителей, на которых приходилось 7 мечетей и 18 торгово-промышленных заведений!
Для сравнения: в России "многие малые города (!) имели аграрный характер. Их жители пахали землю, держали скот, выращивали овощи на огородах". В городах Волхов, Калуга, Путивль, Ржев "преобладала деревянная застройка. Многие дома были крыты соломой. Пожары, случалось, опустошали целые города" (это из "Истории" П. Н. Зырянова).
Вот и выходит, что целые города России ни в какое сравнение не шли даже с горными аулами Чечни! Однако именно Россия взяла на себя роль Мессии, взявшись вывести "диких" горцев к свету. И ради этой "высокой" цели она готова была истребить непокорный народ.
"Война была очень затяжной (с начала 30-х до начала 60-х годов XIX века) и изнурительной как для царской армии, так и для горцев, которые мужественно сражались за каждый аул", - узнавали советские школьники из "Истории СССР" для 9 класса И. А. Федосова, где нет и не могло быть ни слова о добровольном вхождении Чечни в состав России. "В 1864 г. прекратили сопротивление племена и народности Северо-Западного Кавказа. Весь Кавказ вошел в состав России" - подытоживает автор учебника историю присоединения Северного Кавказа к России.
Но времена изменились. Изменилось и отношение к монархии. А значит, и к истории малочисленных народов, населяющих Российскую Федерацию.
Авторы учебника истории "Россия в конце XVII-XIX вв." (10 класс) И. И. Павленко, Л. М. Ляшенко и В. А. Твардовская придумали для новой России новую историю, которая, на их взгляд, должна примирить царскую Россию с Россией демократической, предав забвению историю советской России:
"...Поначалу старались склонить горских феодалов перейти в подданство России дипломатическими средствами. Горцы легко принимали на себя политические обязательства и столь же легко их нарушали. В ответ на это проводились карательные "поиски" против нарушавших присягу горских феодалов". Узнав об этой реабилитации своих преступлений, светлейшие Романовы дружно перевернулись бы в своих гробах.
Но, как бы спохватившись, а, может быть, устыдившись собственного фарисейства, авторы учебника подвели итог:
"Борьбу горцев Северного Кавказа в 30-х - 50-х годах XIX века трудно оценивать однозначно. Она, безусловно, была национально-освободительной".
Сегодня в России нет политика, который бы знал подлинную историю чеченского народа и его самоотверженной борьбы за свою свободу и независимость. И вряд ли сможет узнать с такими горе-историками. Потому никто в России не может узреть разницу между такими понятиями, как суверенитет и сепаратизм. А вот заяви Новгородская или Тамбовская губернии о своем выходе из состава России, и вряд ли кто усомнился бы в сепаратизме новгородцев или тамбовцев, чья земля есть и пребудет неотъемлемой частью России. По чеченцу ли целовать жезл России и его поправшую железную стопу?!
Подписав 12 мая 1997 года Договор "О мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия", Россия признала, что желает прекратить "многовековое противостояние с Чечней". Сделав первый шаг, Россия отказывается сделать второй - отпустить Чечню. Поскольку умом Россию не понять, попробуем сделать это через китайскую притчу.
"Говорят, как-то Свет спросил у Небытия:
- (Вы), учитель, существуете или не существуете?
Но не получил ответа. Вгляделся пристально в его облик - темное, пустое. Целый день смотри на него - не увидишь, слушай его - не услышишь, трогай его - не дотронешься.
- Совершенство! - воскликнул Свет. - Кто бы мог (еще достичь такого совершенства)! Я способен быть или не быть, но не способен абсолютно не быть. А Небытие, как оно этого достигло?"
В своем отношении к Чечне Россия достигла такого ж абсолютного совершенства, как Небытие: сколько ни вглядывайся в нее, в ее облик, там все темное и пустое...
* Словарь иностранных слов. - М., 1985.