Политологическое исследование: Мусульмане на выборах-2003
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Так называемый "исламский фактор" для современной России - одна из ключевых тем. Этому есть множество причин - от демографических и миграционных до геополитических. Государство в своей политике, особенно по отношению к арабо-мусульманскому миру и собственному многомиллионному населению последователей Ислама, не может этого не учитывать. Последним примером тут можно назвать инициативу В. Путина по вступлению РФ в ОИК. С другой стороны, неизбежно встает вопрос об участии самих российских мусульман в политическом процессе, особенно если учесть, что старт очередной кампании по выборам в Госдуму уже был дан.
Опыт мусульман на прошлых выборах
Общественно-политические организации, представляющие мусульман, появились, можно сказать, на заре отечественной демократии. Среди первых в 1990 году была образована всесоюзная Исламская партия возрождения. После распада СССР возникла Исламская партия возрождения России. Ее лидером стал Ахмед-кади Ахтаев, его заместителем - нынешний председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль. ИПВ вела речь о создании мусульманской фракции в Государственной Думе. Но вскоре внутри движения возникли противоречия, некоторые из ее лидеров обвинялись в ваххабизме. В 1994 году в партии произошел раскол и ИПВ, не обретя более или менее солидной социальной базы, сошла с политической арены.
"Нур" - одно из первых официально зарегистрированных мусульманских движений современной России. Образовано в мае 1995 года. На выборах в Думу в том же году "Нур" набрал почти 0,6%. Движение настаивало на формировании цивилизованного имиджа мусульманина. Основные документы и высказывания лидеров отрабатывались в духе интернационализма. В ходе обсуждения закона "О свободе совести..." придерживалось позиций равенства в политических правах для представителей трех монотеистических религий - христианства, Ислама и иудаизма. Принимало активное участие в доработке различных законов: "О национальных организациях", "О религиозных организациях" и др. На организационном съезде партии, состоявшемся летом 2000 года, была высказана идея переименования движения в мусульманско-демократическую партию. Основной преградой на пути развития Ислама в России участники и делегаты съезда назвали раскол между муфтиятами страны, особую озабоченность вызвало поведение и деятельность тех, кого принято относить к духовным лицам. На съезде осенью прошлого года было принято решение о преобразовании движения в партию. На данный момент организация активной деятельности не ведет.
Союз мусульман России основан в мае 1995 года. Первый генеральный секретарь - жириновец А. Халитов. Свои цели и задачи СМР понимал как отстаивание "на всех уровнях власти интересов мусульман; добиваться самых широких политических и экономических прав в рамках существующей федерации для республик с преобладающим мусульманским и коренным нерусским населением". Председателем движения был объявлен недавно убитый Надир Хачилаев. На парламентских выборах 1995 года СМР блокировался с движением "Наш дом - Россия". В ходе президентских выборов 1996 года лидеры СМР поддержали Бориса Ельцина (не согласившись, правда, со многими пунктами его программы), но также имели контакты со штабом Александра Лебедя.
Впоследствии движение постиг кризис, связанный с внутрипартийным расколом, а также с осложнившимися отношениями лидера Надира Хачилаева с УК РФ. Имидж партии был полностью подорван организацией вооруженных столкновений в Махачкале с милицией и захватом здания Госсовета Республики Дагестан членами СМР во главе с Надиром Хачилаевым, а затем участием некоторых членов этого движения на стороне ваххабитов во время их вторжения на территорию Дагестана в августе 1999 г. Участие в этих событиях повлекло за собой отмежевание от СМР основных мусульманских партий и движений, а также лидеров движения "Наш дом - Россия".
"Мусульмане России" - изначально общероссийское общественно-политическое движение. Председателем на первом съезде стал муфтий Поволжья Мукаддас Бибарсов, ушедший с поста генерального секретаря Союза мусульман России. Цели движения: "объединение всех мусульманских организаций в единую ассоциацию; внимание на областных проблемах".
Несколько лет движение существовало на бумаге. Однако совсем недавно "Мусульмане России" заявили о возобновлении своей деятельности как общественной организации. Лидер "Мусульман России" М. Бибарсов в этой связи провел встречу с заместителем президентской администрации Владиславом Сурковым. В руководство движения, помимо М. Бибарсова, вошел известный публицист, бывший православный священник, принявший Ислам, Али Вячеслав Полосин, журналист Шамиль Султанов, известный статьями в газете "День" и "Завтра", ныне один из сопредседателей Партии российских регионов, а также заведующий отделом науки Совета муфтиев России Фарид Асадуллин.
"Меджлис" - общественно-политический блок, сформированный в 1999 году на базе общественно-политических движений "Нур", Всероссийского исламского конгресса (Асламбек Аслаханов), "Мусульмане России" и "Рефах". Председателем блока был объявлен президент компании "Нефтегаз" Леонард Рафиков. Главной задачей декларировалась защита прав и интересов мусульманского населения страны. Большое внимание "Меджлис" уделил национальному вопросу. Блок намеревался участвовать на парламентских выборах 1999 года. Изменив решение выдвигаться как самостоятельное движение, "Меджлис" пошел на выборы в составе движения "Наш дом - Россия" и в Думу не попал.
Единственной общественно-политической организацией, представляющей мусульман, которая попала в ныне действующее законодательное собрание, оказалось "Рефах". Движение "Рефах" ("Благоденствие") учреждено на конференции в 1998 году. Председатель движения на тот момент - Абдул-Вахид Ниязов.
Вероятно, это была одной из причин, побудивших А. Ниязова переориентироваться на евразийство. Он стал одним из основателей Евразийской партии России (ЕПР), в которую "Рефах", изначально считавшийся не только организацией мусульман, но и малых народов России, вошел как коллективный член.
Если провести параллели с дореволюционным опытом участия мусульман в политическом процессе в стране, то мы увидим интересную деталь. Как и в современной России, мусульманские общественно-политические силы пытались блокироваться порой с противоположными по взглядам течениями. Несмотря на то, что позицию депутатов-мусульман в дореволюционной Думе можно охарактеризовать как центристскую, некоторые организации, представляющие последователей Ислама, находили общий язык как с крайне левыми, так и с крайне правыми.
Например, в правомонархическом Союзе русского народа обсуждалась инициатива создания Мусульманского союза русского народа из казанских татар. Некоторые лидеры черносотенцев отмечали большую близость последователей Ислама к русским, чем западноевропейцев. В то же время известно, что в ходе революционных событий 1917 года появились Центральный мусульманский социалистический комитет, Российская мусульманская коммунистическая партия и др. (Касаясь более близкого прошлого, можно вспомнить, что на выборах 1999 года Исламский комитет Гейдара Джемаля вошел в блок с достаточно радикальным левопатриотическим Движением в поддержку армии Виктора Илюхина и Альберта Макашова.)
Но лицом, как сейчас принято выражаться, политического Ислама до революции была мусульманская фракция в Государственной Думе. Она отличалась от других фракций и групп как по своим целям и задачам, так и по составу. Прежде всего, фракция была образована по конфессиональному признаку, в то время как остальные по партийному, реже по национальному. В Думе первого созыва мусульмане блокировались с кадетами (тогдашние центристы).
Именно религиозно-духовные проблемы стали тем стержнем, вокруг которого происходило объединение мусульманских народов в единое общественно-политическое движение в стенах российского парламента и страны в целом. История фракции примечательна тем, что позволяет проследить процесс зарождения и формирования политической культуры отдельных мусульманских народов как неотъемлемой, но своеобразной части, с одной стороны, общемусульманской, а с другой, общероссийской парламентской традиции.
Мусульмане на выборах-2003
Особенность предстоящих в декабре выборов в парламент заключается в том, что, согласно недавно принятому закону, использование религиозных терминов в названии партий запрещено. Из 28 партий, допущенных к участию в выборах, как исламская себя позиционирует, и то частично, только возглавляемая Магомедом и Зауром Раджабовыми партия "Истинные патриоты России".
Изначально партия называлась Исламская партия России. Ее лидер заявляет, что в организации уже состоит 3,5 млн. человек и она рассчитывает на 30% голосов избирателей. Причем сам М. Раджабов настаивает, что партия не исключительно исламская, а патриотизм ее общероссийский. Помимо требования защищать морально-нравственные устои общества (что, кстати, характерно для всех исламских общественно-политических организаций), в частности, запретить рекламу пива на ТВ и пускать во власть только лиц с чистой репутацией, ИПР выдвигает ряд предложений в области внешней и внутренней политики, например, обратить большее внимание на сотрудничество с арабо-мусульманским миром и запретить увод капитала из страны.
Однако попытка лидеров ИПР погнаться за двумя зайцами, исламским и патриотическим, может в результате привести к известно какому результату. Вероятность подобной перспективы увеличивается в свете того, что в списке партии нет ярких фамилий, известных не только всей стране, но и даже всем российским мусульманам, а идеи партии до сих пор незнакомы широким массам.
В выборах также участвуют другие известные общественно-политические деятели мусульман. Например, движение "Рефах", состоящее в ЕПР, входит и в блок, возглавляемый Павлом Бородиным, госсекретарем Союза России и Белоруссии, "Великая Россия - Евразийский союз". Несмотря на евразийство, партия прямо называет мусульман "своей электоральной нишей".
В то же время в принятой на съезде резолюции избирательного блока "Великая Россия - Евразийский Союз" говорится о "построении многонационального поликонфессионального общества, основанного на принципах... взаимного уважения религий". Таким образом, надо отметить, что постепенно ставка на религиозный фактор у лидеров данного блока ослабевает.
Прямых соперников блока Бородина партию "Евразия" А. Дугина поддерживает глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгат Таджутдин. На втором съезде этой организации он прямо заявил, что вступает в "Евразию" не как муфтий, а как гражданин. Однако после демарша в ходе войны в Ираке Т. Таджутдин фактически сошел с общественно-политической сцены как значимая фигура. Это, вероятно, создало для "Евразии", надеявшейся с помощью Т. Таджутдина представить себя как партию "традиционных евразийских религий", значительные трудности. По всей видимости, "Евразия", сначала вошедшая в блок Глазьева, а затем его покинувшая, в выборах вообще участия не примет.
Следует также заметить, что Партия российских регионов, в руководство которой входит уже упоминавшийся Шамиль Султанов, является одним из основных элементов левопатриотического блока Глазьева-Рогозина "Родина". Весьма близок к блоку и Гейдар Джамаль, глава Исламского комитета России. Однако пока каких-либо громких происламских заявлений блоком Глазьева-Рогозина озвучено не было: вероятно, сказывается национал-патриотический упор, который делается его лидерами на предстоящих выборах.
"Исламский фактор" становится все заметнее в политической жизни страны. Например, он активно обыгрывался в рекламе "Единой России". Наряду с этим, ее лидеры постоянно подчеркивают роль мусульман в стране и необходимость межконфессиональной и межнациональной стабилизации. Основной соперник "Единой России", КПРФ, несмотря на многочисленные заявления ее лидеров о стремлении некоторых сил столкнуть нашу страну и исламский мир, в ходе предвыборной агитации на "исламском поле" не играет, если не считать увеличившееся за последнее время количество происламских материалов в близкой к КПРФ газете "Завтра". Некоторый интерес к проблемам мусульман ближе к выборам появился у "Яблока". Лидер партии Григорий Явлинский сделал заявление с резким осуждением погрома на мусульманском кладбище в Челябинске, правда, спустя неделю после инцидента.
Как бы там не было, можно с большой долей уверенности ожидать ближе к выборам, особенно президентским, визиты кандидатов на различные посты в мечети, встречи с муфтиями, заверения и обещания решить проблемы мусульман и проч.
Перспективы
Электоральные перспективы самих мусульман - вопрос сегодня совсем не абсурдный и далеко не такой простой, как может показаться на первый взгляд, если иметь в виду прицел на будущее страны. Да, сегодня вероятность создания мусульманской фракции или даже попадания в Думу хоть нескольких депутатов, собирающихся отстаивать интересы последователей Ислама в России, по многим причинам весьма призрачны, хотя общая ситуация, может быть, в первый раз за последние годы, для мусульман достаточно благоприятна (взять хотя бы наметившийся поворот отечественной внешней политики в сторону исламского мира). Однако ее надо суметь еще использовать.
Тем не менее, и тут можно согласиться со многими аналитиками, мусульмане с каждым годом будут играть все большую роль в жизни страны, влияя на ее политический курс. Причем государство не намерено пустить процесс на самотек. Президент В. Путин не раз заявлял, что власти не имели бы ничего против участия исламских общественно-политических организаций в рамках действующего законодательства в политической жизни страны.
Но до сих пор на политическом небосклоне нет той силы, которая бы внятно выразила и согла отстаивать интересы российских мусульман. Сами же последователи Ислама в нашей стране пока зачастую отказывали в доверии тем организациям и лидерам, которые играли на мусульманском поле. Причины здесь чаще всего чисто субъективные и даже бытовые.
Сегодня очевидно, что подобное положение более неприемлемо в первую очередь для самих мусульман - просто потому, что их корпоративные интересы никто, кроме них самих, защищать не станет. Правильность этого вывода продемонстрировали попытки найти союзника-благодетеля то в лице правых, то центристов, то левых, в результате которых мусульмане неизменно оставались у разбитого корыта.
Почва для появления исламской политической силы, которую еще предстоит вспахивать, есть: по данным социологов, активность мусульман на выборах, которых насчитывается в стране, по разным оценкам, от 20 до 25 миллионов, как правило, в 1,5-2 раза выше, чем у остальных граждан страны. До нынешнего момента мусульмане, несмотря на то, что подавляющее большинство из них представлены коренными народами, которые внесли огромный вклад в развитие страны, не имеют никакого влияния на судьбу страны, они почти не представлены в элите государства. Рано или поздно эту проблему надо будет решать.
Успеху исламской политической организации в России будет способствовать тот факт, что процессы модернизации, рушащие традиционный уклад, в мусульманской среде, где всегда были сильны коллективистские ценности, порой имеют неожиданный результат. Под напором глобализации на смену колхозам приходит не атомизированное общество, а сеть исламских общин, которые сами по себе могут явиться первичной политической организацией.
Среди проблем формирования мусульманской политической силы в первую очередь выделяется негативный образ Ислама и мусульман, создававшийся за годы обеих войн в Чечне и "антитеррористической операции" США в мире (но при этом нельзя забывать, что нередко подобные кампании дают обратный эффект). Во-вторых, зачастую плохая осведомленность самих мусульман о своей религии и разобщенность лидеров и общин. Важную роль сыграет также небольшой политический опыт мусульманских лидеров и общественных деятелей, отсутствие лидера вкупе со слабым интересом к данной теме мусульман -представителей бизнес-структур. Сегодня последние почти не осознают, что их собственная судьба неотделима от будущего Ислама в России, хочется им этого или нет, а Ислам в его политическом измерении способен стать той силой, на которую они могли бы опереться. Однако самое главное - это выработка ясной концепции, своего проекта "Как нам обустроить Россию?", соответствующего Шариату, отвечающего интересам мусульман и государства, в котором они живут.
Однако несмотря на очевидные трудности, процесс развития Ислама, политического роста мусульман в России, пусть с осложнениями, но идет. И чтобы в конце концов на этом поле перестали вырастать сорняки, вроде тех, кто шарахается от ваххабизма к евразийству, а проросли съедобные плоды, его необходимо активно обрабатывать. Только тогда есть перспектива, что Ислам в России приобретет адекватное политическое измерение и звучание.