Сейлам Бешаев: "Согласно чеченской Конституции, снять главнокомандующего с должности нельзя до конца войны"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На повестке дня осенней сессии ПАСЕ чеченского вопроса не было. Он будет рассматриваться зимой, после президентских выборов. Но на прошедшую сессию в Страсбург приехал заместитель председателя парламента Чеченской Республики Сейлам Бешаев.
- Господин Бешаев, прокомментируйте, пожалуйста, "импичмент" президенту Масхадову.
- Россия в очередной раз попыталась вбить клин в чеченское общество, собрав в Москве определенное количество депутатов и вынудив их принять решение об импичменте президенту Чечни Аслану Масхадову. На самом деле выборы были назначены в Чечне на 5 октября указом Владимира Путина, и вовсе не нужно было России получать подтверждение российских парламентариев, чтобы они назначали эти выборы и объявляли импичмент президенту. То, что они это сделали незаконно, очевидно. Эти несколько депутатов, собравшихся в Москве, ссылались на нарушение президентом Масхадовым определенных статей чеченской конституции. И это воспринимается Кремлем как мужественный шаг. Но с каких, простите, пор Кремль начал соблюдать чеченскую конституцию, за нарушение которой снимают с должности президента Масхадова?
- Но почему эти депутаты собрались в Москве и поставили свои подписи?
- Дело в том, что они, как и все чеченское общество, сегодня являются заложниками российской военной машины в Чечне. У них там семьи, в любое время с ними может произойти все, что угодно. Давление со стороны России, произвол федеральных войск, их положение в качестве заложников - всего этого достаточно, чтобы они поставили свои подписи.
- Им угрожали?
- А как можно не угрожать, если уже четверть чеченского населения уничтожена у них на глазах? И все они вместе с семьями каждый день находятся под прицелом российских войск и спецслужб.
- Вам не кажется, что назначение выборов на октябрь было несколько поспешным?
- На январь 2004 года назначена очередная сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, на которой будет рассматриваться положение в Чечне. Весь мир уже увидел, что проведенный в марте референдум не дал ничего. И сегодня Путину нужно согласно его плану сделать следующий шаг - провести выборы. Но эти выборы точно так же ничего не изменят. Потому что война будет продолжаться. И как официально будет называться должность Кадырова - глава временной администрации или президент, не имеет никакого значения.
- Вы постоянно на связи с президентом Масхадовым. Что он думает о собственном импичменте и выборах?
- Масхадов прекрасно знает, кто на что способен, и понимает, зачем нужен был этот политический фарс руководству Кремля. Он реально видит ситуацию и со смехом воспринял этот импичмент. Дело в том, что он является главнокомандующим, а, согласно чеченской конституции, никто не имеет права снимать с должности главнокомандующего в ходе боевых действий. Согласно конституции и закону о военном положении, вся полнота власти с момента введения военного положения переходит в руки президента. Пока не закончится война, никто не вправе даже поднимать этот вопрос.
- Каковы ваши прогнозы на выборы?
- Голоса под прицелом 120-тысячной армии - не проблема. Подбросить в ящик любое количество бюллетеней и объявить миру, что выборы состоялись, - легко. Но на самом деле эти выборы незаконны. Они криминальны. В соответствии с конституцией выборы назначает парламент Чеченской Республики своим большинством.
- Возможно ли сегодня вообще собрать кворум в парламенте Чеченской Республики?
- Кремль как раз таки заявлял, что кворум собран. Но это не так. Восемь депутатов, в том числе председатель парламента Руслан Алиходжиев, убиты. Девять депутатов находятся за пределами Чеченской Республики, некоторые в Чечне, а некоторые в Москве. Таким образом, кворум практически невозможен. Тем более что до окончания военных действий вся полнота власти принадлежит главнокомандующему. А после окончания военных действий все становится на свои места и все структуры власти работают в обычном режиме.
- Возможно ли вообще в этой "докрасна" накаленной обстановке решение чеченской проблемы?
- Возможно. Были неоднократные предложения Масхадова о мирном урегулировании. Россия их игнорировала. Сейчас разработана конкретная программа выхода из конфликта.
- Каковы ее основные положения?
- На определенный период Чечне предоставляется обусловленная независимость. Власть берет международная администрация. Создаются миротворческие силы, которые занимаются демилитаризацией республики и демократизацией общества, обучением работников МВД и силовых структур, созданием условий для нормальной жизни чеченского общества, оказанием гуманитарной помощи республике. И в случае возникновения любых проблем их можно решать сообща. А если Россия заявляет, что она опасается фундаментализма и экстремизма, то этот вопрос тоже снимается, потому что международная администрация вместе с Россией и Чечней будет сама строить новое демократическое общество.
Опубликовано 2 октября 2003 года