Академик Р. Хатуев: "Тщета национальных "страшилок"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Казалось бы, самые печальные уроки выборной кампании 1999 года  крепко запали в память всех общественных деятелей и политиков Карачаево-Черкесии. В особенности - омерзительные методы "черного пиара", которыми один народ запугивался  негативным образом другого. Мы помним результаты тех грязных информационных баталий: митинговая истерия, оскорбительные публичные заявления отдельных лидеров, первая за многие века трещина в межнациональных отношениях, грозившая обернуться пропастью.

Увы, некоторым силам, оказавшимся на нашей политической авансцене в связи с очередными выборами президента республики, тот урок не пошел впрок. На этот раз мастера грязных политтехнологий, работающие на одного из кандидатов (разумеется, с согласия и одобрения, а скорее всего, по инициативе его предвыборного штаба), начали кампанию запугивания "коренных" народов КЧР образом еще одного народа - чеченского.

В нашу редакцию неоднократно обращались читатели, которые озабочены рецидивом 1999-го года, грозящим нанести большой урон наметившейся стабилизации межнациональных отношений в Карачаево-Черкесии. Наш корреспондент обратился к исполнительному директору Западно-Кавказского информационно-аналитического Центра, кандидату исторических наук, академику РМА Р.Т. Хатуеву с просьбой осветить различные аспекты возникшей проблемы.

- Рашид Тохтарович, как Вы относитесь к тому, что чеченской "страшилкой" сейчас стали манипулировать некоторые участники предвыборной кампании?

- Во-первых, это аморально. По сути, чеченская община КЧР - община вынужденных переселенцев и беженцев (лишь около 570 чеченцев - постоянные жители республики). Запугивать ими - это повторять то, что с сделали с нашим именем  в 1943 году:  "коренных" жителей Киргизии и Казахстана точно так же запугивали только что прибывшими туда спецпереселенцами-карачаевцами. Разве забыли собственную историю те, кто сейчас использует чеченскую "страшилку"? Ведь их же кандидат родился спецпереселенцем, на народе которого  тогда еще стояло пропагандистское клеймо "кровожадного изверга"!

Во-вторых, чисто с профессиональной точки зрения, работа этих "идеологов" абсолютно бездарная. Запугивать чеченцами пытаются прежде всего карачаевцев, но ведь чеченцев, не побоюсь сказать, у нас лучше всех знают именно карачаевцы. Все-таки 13 лет жили рядом в местах депортации. Поэтому пугать карачаевцев чеченцами - тщета очевидная.

- "Насколько известно, лидеры чеченской общины сделали все, чтобы ее не втягивали в перипетии выборной кампании...

- Лидеры, нужно признать, очень толковые. Руководитель национально-культурной автономии чеченцев в КЧР Абдул Даутмирзаев открыто заявил в центральной печати: "Я всегда говорю землякам: ни во что не вмешивайтесь. И участие чеченцев в выборах вызовет только кривотолки. Это не наши выборы, мы здесь временно". И ни во что не вмешиваются, живут жизнью своей общины...

- Хотя работающие на оппонентов нынешнего президента КЧР журналисты из центральных СМИ  так и хотят, чтобы вмешались.  Например, они пишут, что "свою роль в выборах  могут сыграть и чеченские беженцы. Их численность в КЧР за четыре года увеличилась в четыре раза, что вызывает растущее недовольство у коренного населения". Пишут, что на этих выборах  община чеченцев будет участвовать в выборах и "вероятнее всего, их симпатии будут на стороне Семенова - хотя бы потому, что он женат на чеченке Мадлен" ("Независимая газета", 20.06.2003)...

- Да, хотят. Этих авторов я знаю. Марину Бондаренко знаю лично, встречались неоднократно. Ничего плохого о ней сказать не могу. Заочно знаю другого автора - М. Фатуллаева, "прославившимися" своими оголтелыми антикарачаевскими выступлениями в СМИ, в которых клеймил КЧР как "гнездо ваххабизма", а на карачаевцев навесил ярлык главных носителей идеологии и практики религиозного экстремизма. Это именно с его подачи численность чеченцев в КЧР "возросла" до фантастической цифры 20 тыс. чел. - почитайте ту же газету за 2 июля...

Порядочные люди на Кавказе такому человеку руки не подадут - какое твое дело, какой национальности жена другого человека! Но один из штабов его услугами, судя по всему, пользуется.

- Значит, "чеченской проблемы" том виде, котором ее подают,  в республике нет?

- Нет. Есть много других проблем. Например, проблема пропагандисткой раскрутки мнимого "выдавливания русских" из КЧР. Эта пропагандистская кампания, которую ведут газеты некоторых из кандидатов, отравила сознание многих людей, ввела в заблуждение. Итог?

Пожалуйста: последняя новость, которую нам сообщили из моей родной станицы Преградной. По этим данным, там некоторые местные жители "нашептали" о мнимом "выдавливании русских" прибывшим туда на период выборов бойцам Воронежского ОМОНа. А те схватили ни в чем не повинных подростков-карачаевцев, избивали их, топтали коваными сапогами, издевались. Вот результат действий "идеологов" штабов некоторых кандидатов, "озабоченных" проблемами русских. Сами русские, думаю, хорошо разбираются в подлинном облике этих "защитников".

- В 1999-2000 гг., возглавляя Миннац КЧР, Вам не раз приходилось разрабатывать пути решения проблем национальной политики. В том числе - проблемы вынужденных переселенцев и беженцев...

- Да, приходилось. Она имела место и до начала второй "чеченская войны" в 1999 году. Еще до этого тогдашнее правительство КЧР приняло постановление, ограничивающее права граждан на свободное перемещение, декларируемое и республиканской, и федеральной Конституциями. В 1998 г. от представителей чеченской общины поступила жалоба в Верховный суд КЧР на это постановление. Представлять правительственную сторону на судебном заседании тогда было поручено мне, тогда - заместителю руководителя Миннаца республики. Еще до суда я встречался с истцами и сказал им, что на суде их иск будет мной поддержан. На том заседании я полностью согласился с мнением истцов и суд отменил антизаконное постановление.

- В годы Вашей работы в Миннаце - а там Вы работали при трех премьер-министрах - таких постановлений, насколько мы знаем, не принималось...

- Нет. Надо сказать, тогда Миннац КЧР установил отношения взаимопонимания с чеченской общиной. Мы работали и с официальным представительством Чеченской республики в КЧР, и с общественными объединениями чеченцев, и с простыми людьми. Все это проистекало из осознания:  тогда (как, впрочем, и сейчас) чеченская проблема, проблема миллионного народа - главная, самая острая государственная проблема России, национальной политики. Для чего же республике Миннац, если не для решения государственных проблем национальной политики?

- А занимался ли этой политикой Миннац КЧР после Вас?

- Этот вопрос не ко мне.

Опубликовано 14 августа 2003 года

Автор:
источник: Газета "Экспресс-почта"