Список журналистов, убитых в России в 2000-2003 годах

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Владимир Яцина, ИТАР-ТАСС, 20 февраля 2000 г., Чечня

Яцина, фотограф российского информационного агентства ИТАР-ТАСС, был убит в Чечне взявшими его в заложники чеченскими боевиками. Два бывших заложника, Алишер Оразалиев из Казахстана и Кирилл Перченко из Москвы, после своего освобождения в конце февраля сообщили об этом убийстве организации "Международная Амнистия", записавшей их показания.

Согласно их сообщению, Яцина страдал пищевым отравлением, у него болели ноги, и он отстал от других заложников во время принудительного перехода из города Урус-Мартан в Шатойские горы. Тогда чеченские конвойные застрелили его. Оразалиев и Перченко видели его тело на следующий день, когда они возвращались тем же путем.

Яцина был похищен в столице Ингушетии, Назрани, 19 июля 1999 г. Месяц спустя похитители связались с его семьей и потребовали выкуп в 2 миллиона долларов США. В ноябре похитители связались с ИТАР-ТАСС и потребовали такую же сумму.

Оразалиев и Перченко рассказали, что похитители представляли собой хорошо организованную группу приблизительно из 70 чеченцев. По их мнению, их похитили ради выкупа. Похищение людей стало значительным источником финансирования для чеченских преступников и групп боевиков. В результате в течение последних четырех лет в заложниках побывали сотни граждан.

51-летний Яцина работал в ИТАР-ТАСС с 1979 г.


Александр Ефремов, Наше время, 12 мая 2000 г., Чечня

Согласно сообщению редактора западносибирской газеты Наше время Галины Головановой, фотограф этой газеты Ефремов был убит в Чечне, когда военный джип, в котором он ехал, подорвался на мине с дистанционным управлением. Два милиционера, сопровождавших Ефремова из Тюмени, также погибли при взрыве.

Джип был взорван после того, как свернул с главной дороги у селения Киров, контролируемого российскими силами, всего в двух с половиной милях от столицы Чечни, Грозного.

41-летний Ефремов приехал в Грозный 10 мая; это была его третья поездка в Чечню с 1995 г.


Игорь Домников, Новая газета, 16 июля 2000 г., Москва

Сорокадвухлетний Домников, репортер и редактор специальных проектов московской Новой газеты, выходящей дважды в неделю, умер через два месяца после того, как на него было совершено нападение в подъезде его дома на юго-востоке Москвы.

По сообщениям многочисленных источников, 12 мая неизвестный преступник ударил репортера несколько раз по голове тяжелым предметом, предположительно молотком, и оставил его лежащим без сознания в луже крови, где его и нашел сосед.

Домников был доставлен в больницу с черепно-мозговыми травмами. Перенеся операцию и пролежав два месяца в коме, журналист скончался 16 июля в институте нейрохирургии им. Бурденко в центре Москвы.

С самого начала милиция и коллеги Домникова были уверены, что нападение было связано с его профессиональной деятельностью либо с деятельностью его газеты. Какое-то время существовало предположение, что нападавший принял Домникова, писавшего на социальные и культурные темы, за проживавшего в том же доме Олега Султанова, ведущего журналистские расследования для Новой газеты. Султанов утверждал, что в январе получал угрозы от Федеральной службы безопасности в связи с его статьями о коррупции в российской нефтяной промышленности.

Согласно сообщениям сотрудников редакции газеты, министерство внутренних дел активно расследовало это жестокое нападение и обещало коллегам Домникова закончить расследование к концу лета, если они согласятся не вмешиваться и не предавать огласке подробности дела. Однако в начале осени милиция понизила высокоприоритетный статус дела и "сдала его в архив", как это разрешается в случае, если в течение трех месяцев расследование не приводит к раскрытию преступления.

Коллегам Домникова не сообщили о понижении статуса дела. Как они объяснили КЗЖ, "сдача дела в архив" не означает окончательного прекращения расследования: расследование может быть возобновлено в случае появления новой информации, но на конец года последнее представлялось маловероятным.


Сергей Новиков, Радио "Весна", 26 июля 2000, Смоленск

Новиков, 36-летний владелец единственной независимой радиостанции в Смоленске, был застрелен на лестнице своего дома около 9 часов вечера. Убийца выстрелил в него четыре раза и затем скрылся через черный ход.

Радио "Весна" часто выступало с критикой властей Смоленской области. 23 июля Новиков принимал участие в телевизионной программе, в которой обсуждалась предполагаемая коррумпированность заместителя губернатора области. Сотрудники Новикова считали, что его убийство носило политический характер. По сообщениям, ранее в том же году, после того, как он заявил о своем намерении баллотироваться на должность губернатора области, его угрожали убить.

Новиков был также одним из наиболее успешных бизнесменов в регионе и входил в совет директоров местного стекольного завода.

В конце года сотрудник Радио "Весна" сообщил КЗЖ, что убийца все еще на свободе, что расследование продолжается, и что милиция до сих пор не установила мотива преступления.


Искандар Хатлони, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, 21 сентября 2000 г., Москва

На Хатлони, репортера таджикской службы Радио Свободная Европа/Радио свобода (RFE/RL), поздно ночью в его московской квартире напал неизвестный с топором. Дверь его квартиры не была повреждена, что свидетельствует о том, что насильственного проникновения в квартиру не было и журналист мог знать нападавшего.

По сообщению московского отделения RFE/RL, 46-летнего Хатлони дважды ударили по голове. После этого он шатаясь выбрался на улицу и упал, и позже был обнаружен прохожим. Журналист скончался позже той же ночью в Боткинской больнице в Москве. Местное отделение внутренних дел начало расследование убийства, но на конец года существенных результатов не добилось.

С 1996 года Хатлони работал московским корреспондентом таджикской службы RFE/RL, финансируемой США и ежедневно транслирующей программы новостей в Таджикистане.

Представитель RFE/RL сообщила, что в тот период, на который пришлось убийство, Хатлони работал над материалами о нарушениях прав человека российскими военными в Чечне. Ранее в том же году высокопоставленный чиновник российского министерства печати обвинил RFE/RL во "враждебном отношении к нашему государству".

Однако коллеги Хатлони допускали предположения, что журналиста могли убить и из-за неотданных долгов или случайно, на почве этнической ненависти.


Сергей Иванов, "Лада-ТВ", 3 октября 2000 г., Тольятти

Около 10 часов вечера неизвестный убийца застрелил Иванова, директора крупнейшей независимой телевизионной компании в городе Тольятти Самарской области, перед его домом. Иванов получил пять выстрелов в голову и грудь.

"Лада-ТВ", возглавляемая 30-летним Ивановым с 1993 г., играла значительную роль на местной политической сцене. На конец года следователи не исключали версию убийства в связи с коммерческими либо программными разногласиями. Сотрудники радиостанции сообщили КЗЖ, что у них нет никаких предположений о мотивах преступления.


Адам Тепсургаев, Рейтер, 21 ноября 2000 г., Чечня

24-летний чеченский телеоператор Тепсургаев был застрелен в доме у соседа в селении Алхан-Кала. Его брат Али был ранен в ногу в ходе нападения.

Представитель российских властей обвинил в убийстве чеченских партизан. Сообщалось, что убийцы говорили на чеченском языке, однако по словам местных жителей у боевиков не было причин убивать оператора.

Во время первой чеченской войны (1994-1996) Тепсургаев работал водителем и координатором при иностранных журналистах. Позже он стал вести съемки боевых действий российских войск и чеченских партизан-сепаратистов. Глава московского отделения агентства Рейтер Мартин Несиркий сообщил, что материалы от него "поступали нерегулярно". Хотя большинство репортажей агентства Рейтер из Чечни в 2000 г., включая кадры ампутации ноги чеченского полевого командира Шамиля Басаева, приписывались Тепсургаеву, последние полгода перед смертью он на Рейтер не работал.


Эдуард Маркевич, "Новый Рефт", 18 сенятбря 2001 г., Рефтинский, Свердловская область

Маркевич, 29-летний редактор и издатель Нового Рефта, местной газеты города Рефтинский Свердловской области, был найдет мертвым 18 сентября. Он был убит выстрелом в спину.

Новый Рефт часто критиковал местные власти, и коллеги Маркевича сообщили службе новостей Итар-Тасс, что перед убийством ему угрожали по телефону.

По сообщению информационного агентства "Регион-Информ", это было не первое нападение на Маркевича. В 1998 г. двое неизвестных ворвались в его квартиру и жестоко избили его на глазах у беременной жены. Нападавших так и не нашли.

В прошлом году Маркевич был незаконно задержан на 10 дней после того, как прокуратура обвинила его в клевете в связи с публикацией в Новом Рефте, ставившей под сомнение правомерность выгодного государственного контракта, по которому бывший заместитель прокурора получал эксклюзивное право представлять администрацию Рефтинского в суде.

В мае 2001 г. генеральный прокурор Российской федерации Владимир Устинов объявил выговор местному прокурору за нарушение конституционных прав Маркевича.

Органы внутренних дел начали расследование убийства Маркевича. По сообщению московского Центра экстремальной журналистики, почти за четыре месяца после смерти журналиста власти не добились никаких результатов. Жена Маркевича продолжает издавать Новый Рефт.

 

Сергей Калиновский, Московский комсомолец - Смоленск, дата неизвестна, Смоленск

Труп 26-летнего Калиновского, главного редактора ежедневной газеты Московский комсомолец - Смоленск, был найден 1 апреля у озера в пригороде города Смоленска (центральная Россия).

Калиновский, выступавший с репортажами о местной политике и криминале на страницах смоленского издания московской ежедневной газеты Московский комсомолец и на местном телеканале SCS, исчез вечером 14 декабря 2001 г.

Местная милиция начала уголовное расследование и рассматривает несколько возможных мотивов убийства, но на конец года задержаний по этому делу произведено не было.

По сообщениям службы новостей он-лайн NTVRU.COM, в марте 2001 г. в квартире Калиновского был пожар, который, как он подозревал, был результатом поджога в отместку за его публикации. Однако местные следователи исключили поджог как возможную причину возникновения пожара.


Наталия Скрыль, Наше время, 9 марта 2002 г., Ростов-на-Дону

Бизнес-репортер Скрыль, работавшая в газете Наше время в городе Ростов-на-Дону на юго-западе России, скончалась от черепно-мозговых травм, полученных во время нападения на нее накануне вечером.

Когда поздно вечером 8 марта Скрыль возвращалась к себе домой в город Таганрог, расположенный поблизости от Ростова-на-Дону, на нее напали сзади и нанесли около 12 ударов по голове тяжелым тупым предметом.

Соседи, услышав ее крики, вызвали скорую помощь и милицию. Скрыль обнаружили без сознания рядом с ее домом и доставили в больницу г. Таганрог, где она скончалась на следующий день.

29-летняя Скрыль выступала с репортажами по вопросам местного бизнеса в газете ростовской региональной администрации. Непосредственно перед смертью она занималась расследованием развернувшейся в то время борьбы за контроль над местным металлургическим заводом "Тагмет". Агентство новостей ИТАР-ТАСС сообщило, что главный редактор газеты Наше время Вера Южанская считает, что убийство Скрыль было связано с ее профессиональной деятельностью.

С момента начала расследования непосредственно после убийства власти несколько раз меняли свою версию. Поначалу прокуратура заявила, что поскольку имевшиеся у Скрыль драгоценности и большая сумма денег не были похищены во время убийства, версия об ограблении не может рассматриваться в качестве мотива.

Однако, по сообщению радиостанции "Эхо Ростова", 24 июля таганрогское управление внутренних дел заявило, что убийство было совершено с целью ограбления, и что преступление не было связано с профессиональной деятельностью журналистки.

Как сообщила КЗЖ главный редактор Нашего времени Вера Южанская, таганрогские власти тем не менее еще раз изменили свою версию 5 сентября, прекратив расследование этого убийства без официального объявления его мотива.

Григорий Бочкарев, местный ростовский аналитик московского Центра экстремальной журналистики, сообщил КЗЖ, что единственным правдоподобным мотивом убийства Скрыль были ее публикации о Тагмете, и милиция настаивала на том, что убийство было совершено с целью ограбления, чтобы занизить значимость этого дела.

По свидетельству нескольких коллег Скрыль, незадолго до смерти она сообщила им, что получила информацию обличительного характера по Тагмету и намерена опубликовать ее в статье.

 

Валерий Иванов, Тольятинское обозрение, 29 апреля 2002 г., Тольятти

Иванов, редактор выходящей в южном Российском городе Тольятти газеты Тольятинское обозрение, был застрелен у своего дома около 11 часов вечера.

Как сообщил КЗЖ его коллега по газете, 32-летний Иванов получил 8 выстрелов в упор в голову, когда садился в свою машину.

По сообщениям местной прессы и источников КЗЖ, очевидцы видели, как мужчина лет 25-ти - 30-ти подошел к машине Иванова и расстрелял его. Убийца вел стрельбу из пистолета с глушителем и скрылся с места преступления бегом.

Коллеги Иванова считают, что его убийство было связано с его работой. Тольятинское обозрение хорошо известно своими статьями о местной организованной преступности, наркотрафике и коррупции во властных структурах.

Кроме того, Иванов являлся депутатом местного законодательного собрания.

Местные органы внутренних дел начали расследование убийства и рассматривают несколько возможных мотивов преступления, хотя версия убийства журналиста в связи с его публикациями остается основной. На конец года ни о каких дальнейших результатах расследования не сообщалось.

 

Родди Скотт, Фронтлайн, 26 сентября 2002 г., район Галашки, Ингушетия

31-летний Родди Скотт, независимый телеоператор-англичанин, работавший на британское телевизионное агентство новостей "Фронтлайн", был убит в российской республике Ингушетия. Российские солдаты нашли его тело в Ингушетии, в районе Галашки, у границы с Чечней, после стычек между российскими войсками и группой чеченских боевиков.

По сообщению Юнайтед Пресс, Скотт сопровождал чеченцев в переходе из Грузии в Россию.

24 сентября 2003 года

источник: Центр экстремальной журналистики (Москва)