Чеченская предвыборная борьба: личная безопасность превыше всего
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Предвыборные штабы кандидатов в президенты похожи на крепости, для охраны которых нанимаются сотни и тысячи людей.
Бывшего боевика Апти теперь каждый день можно увидеть на углу у здания Нефтяного института в центре Грозного. Но не потому, что он стал студентом. Вместе с еще 20 парнями примерно его возраста Апти охраняет предвыборный штаб одного из кандидатов в президенты Чечни Малика Сайдуллаева.
"Я четыре года сидел дома и ничем не занимался. Как вышел сюда, на второй день выдали форму и автомат", - рассказывает 27-летний Апти.
С тех пор как здание арендовали под предвыборный офис, с одной стороны улицу перегородили бетонными блоками, с другой поставили шлагбаум. Входные ворота от проезжей дороги также загорожены плитами. Особые условия Чечни вынуждают кандидатов обеспечивать свою безопасность, в том числе и друг от друга, окружать себя армиями и сооружать крепости. Армии официально называются охраной, а крепости - предвыборными штабами.
Из девяти сегодняшних претендентов на пост президента Чечни, выборы которого состоятся 5 октября, по оценкам политологов, серьезные шансы на победу имеют двое - нынешний глава Чечни Ахмад Кадыров и московский бизнесмен, владелец компании "Русское лото" Малик Сайдуллаев.
Не включенными в нынешний предвыборный процесс остаются лидеры сепаратистов и, соответственно, поддерживающие их чеченцы. Аслан Масхадов полностью проигнорировал выборы, не выступив ни с одним заявлением по этому поводу.
По мнению аналитиков, предстоящие выборы явят собой не столько борьбу политических программ, сколько испытание сил, победителем из которого, вероятнее всего, выйдет Кадыров, хотя последнее слово по-прежнему остается за Москвой.
В охране Кадырова, штаб которого расположился на территории двора Дома правительства за несколькими рядами колючей проволоки, числится, по некоторым данным, несколько тысяч человек.
Чеченский политолог Эдильбек Хасмагомадов считает, что "Кадыров станет президентом потому, что именно он и его люди сами организуют эти выборы". "Как рассказал мне мой знакомый, работающий в участковой избирательной комиссии, недавно им дали установку - любым кандидатам отказывать в организации встреч с избирателями, запретить их агитацию в СМИ, не разрешать в госучреждениях вывешивать любые плакаты, кроме кадыровских. И все это под угрозой увольнения", рассказывает Хасмагомадов.
Считается, что готовиться к выборам действующий глава Чечни начал еще в июне этого года, когда, в соответствии с его решением, был произведен роспуск правительства в полном составе и уволены все руководители районных администраций. Высказывалось мнение, что, идя на этот шаг, Кадыров стремился укрепить свою власть в преддверии недалеких уже выборов. Практически все руководящие должности в республике были незамедлительно заняты людьми из его ближайшего окружения, а также личные знакомые, родственники и представители тейпа (рода) беной, к которому принадлежит Ахмад Кадыров.
В начале августа министр печати Чечни Беслан Гантамиров и давний противник Кадырова открыто заявил о своей поддержке кандидата Джабраилова. В ответ глава Чечни фактически уволил его. Министерство печати ЧР было объединено с министерством по делам национальностей, и новое ведомство возглавил начальник предвыборного штаба Кадырова Таус Джабраилов. Гантамирову места уже не нашлось. Таким образом, государственный медийный ресурс Чечни вернулся под контроль людей Кадырова.
Готовясь к выборам, Кадыров, кажется, задался целью ничего не оставлять на волю случая. Пользуясь любой возможностью, обеспечивающей ему какое-нибудь, пусть ничтожное, преимущество над оппонентами, он, таким образом, пытается заполнить пробел, каким является его непопулярность в народе. Действительно, в приватной беседе большая часть собеседников IWPR уверяли, что будут голосовать против Кадырова.
Хасмагомадов объясняет антипатию жителей республики к ее нынешнему главе действиями его окружения. "У Кадырова, как и у всех бывших чеченских лидеров Дудаева, Яндарбиева, Масхадова - проблема с окружением, которое неподконтрольно и коррумпировано настолько, что иногда оказывается на грани дееспособности", - говорит Хасмагомадов.
Как считает чеченский правозащитник и публицист Усам Байсаев, в выборах победит тот, на кого укажет Москва. "Пока же создается такое ощущение, что Москва не определилась, на кого ставить - на Кадырова или Сайдуллаева", - говорит он.
Между тем, предвыборная борьба время от времени выливается в вооруженные стычки. К примеру, в начале августа на трассе, ведущей из Грозного в Шали, люди Кадырова расстреляли из автоматов заднее стекло маршрутного УАЗика, на котором был наклеен портрет Сайдуллаева. Людей, правда, предварительно из него высадили.
А на днях во двор штаба Сайдуллаева неизвестные закинули гранату, но, к счастью, никто не пострадал. В штабе в это время были только охранники. "Мы доказали, что не зря деньги здесь получаем", - смеется Апти.
Опубликовано в сентябре 2003 года