Страсбургский суд думает над жалобой чеченцев
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Европейский суд по правам человека 16 сентября приступил к обсуждению жалобы 13 чеченцев, которые в августе прошлого года были задержаны с оружием в руках грузинскими пограничниками при переходе российско-грузинской границы. Суд в Страсбурге пока не разбирает жалобу по существу, а только принимает решение о ее приемлемости для суда.
После ареста заявители назвались такими именами: Абдул-Вахаб Шамаев, Руслан Миржоев, Адлан Усманов, Ислам Хашиев, Хамзат Исаев, Руслан Тепсаев, Руслан Баймурзаев, Хусейн Хаджиев, Хусейн Азиев, Физули Байсаров, Ризван Виситов, Аслан Ханоев и Адлан Адаев. Их обвинили в незаконном пересечении государственной границы и незаконном владении огнестрельным оружием, и вскоре тбилисский районный суд отправил их до суда под стражу на три месяца. В этот момент российские власти потребовали от Грузии их экстрадиции, заявляя, что они являются боевиками-террористами. Установив личности пяти из них - Шамаева, Адаева, Азиева, Виситова и Хаджиева (по некоторым сведениям он умер в изоляторе) - грузинская прокуратура, учитывая серьезность выдвинутых обвинений, выдала их России.
Одновременно чеченцы направили в Европейский суд жалобу, в которой утверждали, что в случае их экстрадиции будут нарушены их право на жизнь (ст.2 Европейской конвенции по правам человека) и предусмотренный статьей 3 Конвенции запрет на пытки и бесчеловечное обращение. Евросуд рекомендовал Грузии повременить с экстрадицией, однако затем отозвал свою просьбу, удовлетворившись объяснениями Москвы и Тбилиси. Судьбу остальных восьми чеченцев должен был решить грузинский суд.
Вскоре выяснилось, что при аресте чеченцы назвались вымышленными именами, и среди задержанных оказались грузинские граждане Маргошвили и Куштанашвили (Байсаров и Тепсаев), которых по закону запрещено выдавать другой стране. Выдачи Хамзата Исаева Россия не требовала. Дело трех чеченцев из пяти оставшихся, которые на самом деле оказались Хусейном Алхановым, Рустамом Элихаджиевым и Русланом Гелогаевым, долго разбиралось в тбилисских судах. В конце концов, Верховный суд Грузии признал неубедительными доводы грузинской Генпрокуратуры, согласившейся выдать этих троих, и все они остались в Грузии. Еще двое чеченцев, оказавшиеся Асланом Ханчукаевым и Аленом Магомедовым, предстали перед судом в Грузии и были недавно оправданы.