Обращение чеченских беженцев в Азербайджане к Верховному Комиссару ООН по беженцам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Господин Рууд Любберс!
Мы, выражая волю многотысячного контингента чеченских беженцев в Азербайджане, обращаемся к Вам с целью разъяснить причину нашего отчаянного положения.
Несмотря на то, что Азербайджан подписал Конвенцию о статусе беженцев 1951 года, в стране по неизвестной причине происходит ограничение оказываемой помощи. По публичным сообщениям местного офиса УВКБ ООН, помощь чеченские беженцы в Азербайджане получают только от Вашей организации. Однако, работа местного УВКБ ООН имеет, по нашему видению, дискриминационный характер.
По данным УВКБ ООН, в Азербайджане - 7 603 чеченских беженца, а в августе текущего года помощь получило только 373 чеченца. Получается, что менее 5 %! Помощь выдается от 60 до 100 долларов в зависимости от состава семьи и то только 3, иногда 6 месяцев. Затем должен пройти перерыв, как минимум в 3 месяца, в течение которого даже самые нищие беженцы должны перебиваться сами.
Самый тяжелый вопрос для беженцев - это вопрос жилья, которое оплачивают сами беженцы, в основном за счет родственников, проживающих за пределами Азербайджана. Гуманитарные организации полностью прекратили оказание помощи чеченским беженцам после событий 11 сентября 2001 года. Трудоустройство беженцев сведено к нулю. Та же плачевная картина с медицинским обслуживанием и образованием детей. Медицинская помощь ограничена, что влечет за собой порою смертельный исход, а чеченских детей не пускают в школы Азербайджана, хотя с этого года обещают, опять же частично, этот вопрос решить.
Мы уже неоднократно обращались с жалобами и запросами к Вашему бывшему представителю, господину Дидье Лею и нынешнему, господину Богдану Нахайло. Вообще сотрудники УВКБ ООН Азербайджана избегают контактов с чеченскими общественными организациями, ограничивают запрашиваемую информацию. Несмотря на наше прошлогоднее обращение к Вам и приезд комиссии из Женевы, ситуация не изменилась.
Вскоре после этого, в одном из интервью, Ваш бывший представитель, господин Дидье Лей, в свое оправдание, заявил, что "многие азербайджанские семьи приютили у себя под крышей беженцев из Чечни, причем заведомо зная, что те не в состоянии будут оплатить жилье". (Газета "Зеркало" 21.06.2002) Эта информация не соответствует действительности. Еще десять лет назад азербайджанские беженцы жили в Чечне бесплатно, а нынешние чеченские беженцы в Азербайджане платят за жилье вдвое дороже и никто не живет бесплатно, есть только случаи задержки с оплатой.
Ваш нынешний представитель, господин Богдан Нахайло, в интервью неправительственной организации "Institute for War & Peace Reporting", 22 июля текущего года, заявил, что "политика представительства определяется в штаб-квартире ООН", что "бюджет ограничен для повсеместной помощи" и, что "всем беженцам оказывается одинаковая помощь".
Нельзя назвать помощь одинаковой, когда международный статус предоставляется практически беспрепятственно всем беженцам, кроме чеченцев. Директор Правозащитного Центра Азербайджана господин Эльдар Зейналов так и заявил: "Почему из 800 000 беженцев и внутриперемещенных лиц, 99 % получило международный статус или гражданство Азербайджана, а 1 % - нет?". Имеются в виду чеченцы, составляющие три четверти от всех остальных беженцев: афганцев, иранцев, иракцев и других.
Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 года, беженцами признаются те, кто "в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений".
У нас есть все основания полагать, что наше возвращение в Чечню сейчас небезопасно. Ведь среди нас есть политические диссиденты к нынешней власти в Чечне: политики, журналисты, религиозные деятели, члены их семей. В сложившейся ситуации многие беженцы в безысходности нелегально мигрируют на Запад или на верную погибель возвращаются в Чечню. Вот характерный случай, произошедший в прошлом году: "отчаявшись найти средства на жизнь, из Азербайджана в Чеченскую Республику, в село Гойты, возвратились молодые люди: Демельханов Зелимхан Хамзатович, Шаипов Шамиль Шамсудинович, Эдилов Руслан Муслимович, Макаев Докка Лечиевич, Дикаев Муса Вахаевич. Спустя несколько дней эти молодые люди были арестованы российскими военными и увезены в неизвестном направлении. Позже родственникам удалось найти их обезображенные тела со следами пыток: сломаны конечности и ребра, отрезаны носы, уши, выколоты глаза"()
Все наши доводы оправданы тем, что международный статус за последние четыре года, с начала войны, получили около 60 чеченских беженцев (менее 1 %) ! Все остальные чеченские беженцы имеют так называемый "мандатный статус", запрещающий репатриацию и обеспечивающий юридическую защиту, который дополняется каждые пол года печатью, но не пополняет благосостояния беженцев. Медицинскую помощь, финансирование и образование, что входит в обязанность персонала УВКБ ООН при обслуживании беженцев, приходится выпрашивать и вымаливать. Получают эту помощь, в разное время, не более 10 % от общего числа чеченских беженцев. От безнадежности есть даже случаи, когда за деньги сдают собственную кровь.
Утверждения о том, что чеченцев не принимают в третьих странах, является откровенной ложью. Бывают даже случаи, что под видом чеченцев, на Западе обосновываются не только кавказцы, но и африканцы. Что касается дискриминации в нашем случае, то об этом наглядно можно убедиться со страниц прессы Азербайджана: "80 % от общего числа, получивших статус беженцев в нашей стране, являются афганцами. 10 % составляют иранцы. 5 % - иракцы. Остальные являются беженцами из Алжира, Йемена, Судана - на сегодня только несколько граждан России из числа этнических чеченцев получили статус беженца - это около 20 "дел", каждое из которых включает в себя семью из нескольких человек". (Газета "Эхо" 20.07.2001) Эта статья написана, как говорится далее, когда в Азербайджане было около 9 000 чеченцев.
Мы видим лишь одно объяснение этой ситуации, когда из условно миллионного чеченского народа в ходе войны одна четверть убита, другая четверть искалечена, третья получила психические травмы, а последняя вовсе эмигрировала. Причина ясно и четко изложена в статье Эльмиры Ахундовой "ООНовские чиновники сбежали с "поля боя": "Предоставление статуса беженца автоматически означает признание того, что на территории России идет не "антитеррористическая операция", а самая настоящая война". (Газета "Общая газета" 10.04.2002)
На круглом столе для масс-медиа Азербайджана, состоявшемся 30 июля в офисе УВКБ ООН было объявлено, что с нового года всеми беженцами будет заниматься правительство Азербайджана, кроме чеченцев, так как они российские граждане!
Господин Рууд Любберс!
В одном из интервью Вы заявили, что "УВКБ ООН присутствует на местах не для того, чтобы обслуживать свой персонал. Это персонал УВКБ ООН находится там, чтобы обслуживать беженцев".
Мы хотим, чтобы Вы ответили на животрепещущий вопрос: что плохого сделали чеченские беженцы Организации Объединенных Наций, что нам не оказывается должная помощь и не предоставляется международный статус, чтобы желающим выехать в третью страну, среди которых много больных? В ожидании ответа, мы погибаем.
Чеченские беженцы в Азербайджане
Всего 50 подписей
г. Баку, Азербайджан
8.09.03