Азербайджанской оппозиции не удается выдвинуть единого лидера
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Встреча азербайджанских оппозиционеров в Лондоне закончилась безрезультатно, что увеличивает в предстоящих президентских выборах в стране шансы Алиевых - отца и сына.
"Лондонский саммит", который четверо из лидеров азербайджанской оппозиции провели в прошлый уик-энд - 24 августа, с целью выбрать единого оппозиционного кандидата для участия в предстоящих в октябре президентских выборах, провалился.
Трое из четырех участников этой встречи официально зарегистрированы в качестве кандидатов на пост президента в выборах, назначенных на 15 октября - это председатель партии "Мусават" Иса Гамбар, лидер Партии национальной независимости Азербайджана Этибар Мамедов и руководитель "реформистского" крыла Народного фронта Али Керимли. При этом самый молодой из них - 38-летний Керимли, выразил готовность в случае необходимости отказаться от своих "президентских" притязаний в пользу кого-либо из присутствующих кандидатов.
Четвертым участником встречи был Расул Гулиев, в прошлом спикер парламента Азербайджана и близкий союзник президента Гейдара Алиева. В регистрации в качестве кандидата на предстоящих выборах ему было отказано - на том основании, что он постоянно проживает в США.
Но единственным результатом лондонской встречи можно считать лишь создание Союза демократической стабильности, задачей которого является наблюдение за соответствием грядущих выборов нормам демократии. Кроме того, лидеры четырех партий направили президенту США Джорджу Бушу и международным организациям обращение с просьбой держать под контролем процесс выборов в Азербайджане.
Главной же цели саммита - определить единого кандидата от оппозиции, достигнуть не удалось. И Мамедов, и Гамбар заявили о намерении баллотироваться каждый сам по себе.
В целом о намерении принять участие в президентских выборах официально заявили 12 человек, в том числе нынешний глава Азербайджана Гейдар Алиев и его сын Ильхам. Последний 4 августа был назначен премьер-министром страны, что делает его первым лицом в государстве в случае отставки или смерти президента. В настоящее время Алиев-младший находится в Кливленде (штат Огайо), где в одной из клиник проходит лечение его отец.
По мнению большинства обозревателей, правящую партию на октябрьских выборах будет представлять только один кандидат - Ильхам Алиев, что значительно увеличит его шансы стать следующим президентом страны. "Скорее всего, накануне выборов отец уступит дорогу сыну", - считает независимый политолог Эльдар Намазов, в прошлом высокопоставленный чиновник и представитель президентского аппарата.
Выборы обещают быть трудными для оппозиционных партий - в лице алиевской администрации они имеют сильного противника: под этим контролем находятся и государственное телевидение, и чиновничество страны. Чтобы добиться каких-то результатов, оппозиции необходимо, прежде всего, выбрать единого кандидата и мобилизовать общество на борьбу за демократические выборы. Однако их попытки и в том, и в другом направлении пока остаются безуспешными.
В том, что лондонские переговоры не удались, оппозиционеры обвиняют друг друга. По мнению некоторых из них, негативную роль в ходе консультаций сыграло заявление политического блока "Наш Азербайджан" о том, что в любом случае их кандидатом является Иса Гамбар. Сам Гамбар предлагал пригласить на переговоры еще одного оппозиционного лидера - руководителя крыла "классиков" Народного фронта Мирмахмуда Фаттаева, который, как считается, симпатизирует председателю "Мусавата".
Отношения между лидерами оппозиции уже долгое время характеризуются взаимным недоверием. Мамедова и Керимли в разное время обвиняли в сотрудничестве с администрацией Алиева, а Гулиев был некогда вхож в близкие к президенту круги.
Сегодня, по мнению многих наблюдателей, Иса Гамбар как кандидат от оппозиции пользуется наибольшей популярностью в стране. Однако, как заявил на пресс-конференции после возвращения из Лондона лидер Партии национальной независимости Этибар Мамедов, если дело дойдет до второго тура, и борьбу за пост главы государства продолжит один из лидеров четверки, все остальные партии будут согласованно бороться за его победу. "Мы договорились о том, что поддержим кандидата, вышедшего во второй тур как своего собственного", - сказал Мамедов.
До второго тура президентские выборы в Азербайджане еще ни разу не доходили. Во время предыдущих выборов в 1998 году за Этибара Мамедова, единственного кандидата от оппозиции, по официальным данным, проголосовали всего 11 процентов электората. Победа досталась Гейдару Алиеву, хотя ряд мониторинговых групп утверждали, что в действительности Мамедов собрал около 37 процентов голосов.
С критикой "лондонского саммита" уже выступило руководство Азербайджана. "Это был обычный вояж, потому что эти люди пекутся больше о собственных амбициях, чем о каких-либо планах, связанных с развитием страны, независимости. Поэтому такой исход вполне естественным, я другого и не ожидал", - сказал IWPR первый заместитель председателя парламента Ариф Рагимзаде.
Эльдар Намазов считает, что новообразованный Союз демократической стабильности является лишь "пряником" для общества, и функции, которые он призван осуществлять, дублируют те, что ранее были включены в компетенцию Координационного совета оппозиции.
"Общественность не получила единого кандидата от демократического лагеря, наоборот - теперь кандидаты от оппозиции превратились в противников, которые борются за один и тот же электорат, дробя его на части", - сказал Намазов.
Некоторое время назад информационное агентство "Туран" обратилось к группе экспертов с предложением ответить на вопрос о том, кто из кандидатов обладает наибольшими шансами победить в честных и свободных выборах. По итогам опроса определился список, в котором первым значится имя Исы Гамбара, затем следуют Али Керимли, Этибар Мамедов, Ильхам Алиев и, наконец, Гейдар Алиев. Однако, как отмечает агентство, если сложить вместе полученные оценки, отец и сын Алиевы опередят Гамбара.
В свою очередь, социологический опрос среди тысячи респондентов в городах и районах республики провел Центр социологических исследований ADAM. 41 процент опрошенных заявили о готовности проголосовать за одного из двух Алиевых, 21 процент - отдали предпочтение Исе Гамбару, в пользу Расула Гулиева высказались 4 процента, а Мамедов и Керимли получили по 3 процента голосов каждый.
По мнению обозревателя информационного агентства "Туран" Тогрула Джуварлы, нынешние безрезультатные переговоры в Лондоне нанесли еще один серьезный урон репутации оппозиционных партий, что никак не может считаться хорошим началом в уже стартовавшей предвыборной кампании. "Фундаментальная причина того, что оппозиционные силы не могут договориться, состоит в том, что политические партии не отражают социальную базу, которая избирает их, а являются отражением персоналий, лидеров партий", - сказал Джуварлы. "Борьба персоналий может привести к размыванию электората. Главной целью кандидатов должно быть обеспечение участия в голосовании большего количества населения, в то время как публичная разрозненность оппозиции негативно сказывается на отношении населения к выборам в целом".
Опубликовано в сентябре 2003 года