Чечня: СМИ и выборы

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Еще в июле информационное поле Чечни было полностью спокойным и "однородным". Государственные печатные издания и республиканское телевидение полностью освещали деятельность лишь одного будущего кандидата в президенты Чечни - Ахмада Кадырова. В обязательном порядке транслировались и печатались официальные выступления самого Кадырова и его сторонников.

На других кандидатов работала лишь одна независимая газета "Голос Чеченской Республики" - в публикациях этого издания явно просматривалась симпатия к московскому бизнесмену Хусейну Джабраилову. Но и эту оппозицию Кадырову попытались пресечь. Территориальное управление министерства печати РФ по Чечне вынесло предупреждение газете, обвинив ее в нарушении предвыборной деятельности. Поводом для взыскания послужило интервью с Джабраиловым, опубликованное до 5 сентября - дня официального начала предвыборной агитационной кампании. Нарушение было довольно-таки спорным, учитывая возможность разночтения в этом вопросе (может ли интервью считаться агитационным материалом) закона о выборах.

12 августа республику посетили представители Центризбиркома, на предмет - есть ли нарушения демократических процедур в подготовке к выборам. Представители ЦИК провели инструктаж редакторов местных СМИ, указав на необходимость юридически грамотного освещения предвыборной кампании, а также точного соблюдения кандидатами всех правовых норм выборного законодательства.

Но еще до их приезда и за месяц до официального начала предвыборной кампании в республике начало разгораться нешуточное сражение за обладание медийным ресурсом. Особенность заключалась в том, что это была борьба не в СМИ, а за СМИ. И начало этой войне положили самоуверенные действия министра печати Чечни Беслана Гантамирова. Вернее, первое его заявление заставило жителей Чечни лишь слегка улыбнуться. В начале августа, повторив свое заявление полугодичной давности, Гантамиров сказал, что исход выборов будет зависеть от него. 12 августа Гантамиров на совещании в министерстве печати с редакторами государственных СМИ объявил, что "мы должны обо всех писать только хорошо". "Мы попытаемся создать максимально равные условия для всех кандидатов", - заявил он.

Контролируя все государственные печатные издания - 3 республиканские газеты ("Вести республики", "Даймохк", "Молодежная смена"), 1 городскую ("Столица-плюс") и 4 районные ("Маршо", "Гумс", "Терская правда", "Зама"), а также одну грозненскую телерадиокомпанию (ГТР), Гантамиров утверждал, что сможет посредством них воздействовать на общественное мнение внутри Чечни.

Утверждение Гантамирова было тем более спорным, что тиражи "его" газет были завышены, а их популярность преувеличена. Объявленный в выходных данных республиканских СМИ тираж в 22 тысячи экземпляров на деле составляет 5 тысяч. Но и этот тираж для республики во многом остается невостребованным. Тюки пылящихся чеченских газет можно увидеть при входе во многие республиканские министерства, куда они поступают через "Чеченпечать" по подписке. Да и уровень этих изданий оставляет пока желать лучшего. Только бюджетные средства позволяют держаться этим газетам на "плаву".

Но в то же время независимые печатные издания республики действительно не могут составить им полную конкуренцию по причине своей малочисленности. В Чечне существует всего две постоянно выходящие независимые газеты ("Голос Чеченской Республики" и "Грозненский рабочий"). Обе газеты обладают небольшим бюджетом, вследствие чего их тиражи не превышают 2-5 тысяч экземпляров.

Не пользовалась особой популярностью и грозненская телерадиокомпания, в просторечии именуемая "гантамировским телевидением". Основанное в конце февраля этого года телевидение продолжало вещать лишь на дециметровых частотах. Причем собственного эфирного времени у телевидения пока немного.

Тем не менее, если заявление Гантамирова вызвало у многих журналистов и некоторых жителей республики лишь усмешку, то будущие кандидаты восприняли его достаточно серьезно. Пиаровский ход министра печати Чечни привлек внимание, в частности, Хусейна Джабраилова, который и вызвался сотрудничать с Гантамировым.

При этом его не смутил откровенно высокий тариф на агитационные услуги. Так, полоса формата А3 в республиканской газете была оценена в 60 тысяч рублей. Для сравнения: бывшая ведущая газета Чечено-Ингушетии, а ныне независимая, "Грозненский рабочий" за полосу вдвое большего формата А2 выставила цену в 30 тысяч рублей.

Все понимали, что Гантамиров ставит на двух зайцев: желает заработать, и в случае успеха Джабраилова (одного из фаворитов предвыборной гонки) получить политические дивиденды. Министр печати явно рассчитывал на его будущую поддержку в своей предвыборной кампании в декабрьских выборах в депутаты Государственной думы РФ.

Тем не менее, договор между ними был заключен, и уже на следующий день Гантамиров на совещании в министерстве фактически отказался поддерживать Кадырова. При этом министр печати ЧР также сообщил, что готов оказать содействие любому другому кандидату.

13 августа в Москве вышло его интервью газете "Аргументы и факты", которое перепечатали все государственные СМИ Чечни. В нем Гантамиров открыто заявил о своей поддержке Хусейна Джабраилова. Штаб кандидата разместился в здании министерства печати, ГТРК начало пускать в эфир ролики про Джабраилова.

Такой самоуверенный поступок министра печати не мог не вызвать ответной реакции руководства Чечни. Особенно учитывая, что за Кадыровым оставались лишь республиканское телевидение - ГТРК ЧР и несколько муниципальных газет, принадлежащих его сторонникам ("Ринг", учредитель - Федерация бокса, председателем которой является его сын Рамзан Кадыров; "Колос", учредитель - Минсельхоз и его глава Дукваха Абдурахманов; "СПС+", учредитель - региональное отделение партии СПС и его председатель Муса Дошукаев). Эти издания выходили время от времени и не могли бы составить конкуренцию республиканским СМИ, находящихся в подчинении у Гантамирова.

Кадыров прервал свой отпуск, в который ушел в соответствии с законом о выборах как кандидат в президенты. После его возвращения на работу первоочередной задачей аппарата главы правительства стала подготовка указа об увольнении Гантамирова. Но после того, как информация о подготовке такого документа стала известна в министерстве печати ЧР, сотрудники министерства и журналисты государственных изданий подняли шум, пригрозив устроить бойкот в случае увольнения своего руководителя.

Конфликт вокруг чеченских СМИ грозил перерасти в военный. Возле здания министерства печати собралось немало вооруженных сторонников Гантамирова. Это министр готовился к встрече с исполняющим обязанности президента республики. Кстати, месяцем ранее здание было огорожено бетонными блоками и установлен въездной шлагбаум. Видимо, Гантамиров ожидал подобного развития событий и подготовился.

При встрече представители Кадырова и Гантамирова сумели избежать открытого столкновения. Аргументом, переубедившим сторонников главы республики, стало то, что в данный момент министр печати числился в отпуске. И уволить его согласно трудовому законодательству было невозможно. Кроме того, конфликтом заинтересовались в общероссийских СМИ. Кадыров был вынужден пойти на попятный.

На следующий день торжествующие журналисты "гантамировского" телевидения с гордостью объявляли о некоем "антиуказе" Кадырова, аннулирующем предыдущий - об увольнении Гантимирова.

Но конфликт, как оказалось, не был исчерпан. Уже после окончательного ухода Кадырова в отпуск, исполняющий в его отсутствие обязанности президента республики, Анатолий Попов все-таки подписал документ об увольнении с должности министра Беслана Гантамирова. Соответствующий указ за номером 179 был издан им вечером 2 сентября.

Отстранение Гантамирова от должности министра печати ЧР было произведено на основании предыдущего указа Попова, изданного в тот же день. Указ N 178 гласил: "Упразднить министерство печати, телерадиовещания и средства массовых коммуникаций Чеченской Республики и министерство по делам национальной, региональной политики и внешним связям". В следующем пункте того же документа говорилось об образовании уже министерства по национальной политике, информации и внешним связям, становящегося правопреемником двух ликвидированных ведомств.

И уже указом за N 180 от того же 2 сентября прежний министр по делам национальностей Таус Джабраилов (он же по совместительству начальник предвыборного штаба Кадырова) назначался главой созданного министерства.

В качестве официальной причины реорганизации министерства печати и министерства по делам национальностей Чечни указывалось: "в целях формирования эффективной структуры республиканских органов исполнительной власти".

Сам Гантамиров в Грозном в это время отсутствовал, находясь в Москве.

Последовавшее затем в интервью газете "Коммерсант" объяснение Джабраилова о том, что реорганизация готовилась уже давно и не имеет никакого отношения к выборам, не обмануло никого. Понятно, что смещение Гантамирова было проведено из-за медийного ресурса. Но в этот раз сотрудники министерства и журналисты отказались от идеи проведения бойкота. По их словам, они не видели возможности помочь своему руководителю. Юридически фактическое увольнение Гантамирова было оформлено очень грамотно. Кроме сотрудников грозненской радиостанции, подавших всем коллективом заявления об уходе, все журналисты остались на своих рабочих местах.

Правда, уже лишившись самого министерства, его руководящие сотрудники попытались спасти хотя бы внутреннюю обстановку. Мебель и оборудование из здания были вывезены. Спохватившиеся конкуренты лишь на следующий день выставили несколько нарядов милиции возле здания - с целью пресекать подобное. Во всяком случае, вывозу оборудования из здания ГТРК милиционеры уже смогли помешать. Но выхода в телеэфир в этот день не было. Лишь на следующий день телевидение возобновило свое вещание.

Позже попытку вывоза оборудования и ее пресечение попытались представить как акцию протеста сотрудников телевидения против увольнения шефа. Дело в том, что все это происходило 5 сентября - в первый день начала агитационной деятельности кандидатов. В связи с этим отсутствие телеэфира могло показаться срывом предвыборной агитационной кампании.

На самом деле случившееся было вызвано элементарной неразберихой. В настоящее время согласуется новое штатное расписание объединенного министерства. Два прежних заместителя Гантамирова (Токашева и Балаев) уволены, из числа бывших журналистов назначен другой замминистра - Хамзат Умхаев. Все остальные структурные подразделения министерства работают в прежнем режиме.

8 сентября 2003 г.

Автор:
источник: Центр экстремальной журналистики (Москва)