Абхазия: "ореховый" бизнес и мафия
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Владельцы ореховых плантаций в Гали благодарны российским мафиози за защиту против местных криминалов.
Не раз на протяжении последних десяти лет территория Гали - самого южного района Абхазии - становилась местом развития конфликтных ситуаций между грузинами и абхазами. Теперь, когда жить здесь стало относительно спокойней, местные жители всерьез занялись обработкой плантаций фундука, что для многих стало основным источником дохода. Увы, нажиться на ореховом бизнесе пытаются, и весьма успешно, и криминальные группировки.
Популярность этого промысла растет, и случаи нападений на местных жителей в последние годы все учащаются. В этой ситуации гальские фермеры приветствовали появление новых "игроков" - российских криминальных авторитетов, поскольку введенный ими рэкет установил пусть незаконный, но порядок.
Разведение фундука в Гали уже давно связано с серьезным риском. Этнические различия не мешают криминальным группам противостоящих сторон в грузино-абхазском конфликте дружно грабить владельцев плантаций.
"Во время орехового сезона грузинские и абхазские криминальные группы действуют сообща, - говорит прокурор Самегрело-Земо Сванети Мебрдзоли Чкадуа. - Пытаясь решить проблему, абхазское МВД время от времени проводит в Гальском районе рейды, но без особого успеха. Бандиты продолжают нападать на фермеров и грабить автомобили".
"Когда урожай собран, грузинское население сдает орехи в зугдидские приемные пункты. Но большая часть урожая при помощи криминалов возвращается в Гали и затем кратчайшим путем переправляется через Псоу в Россию", - говорит Чкадуа.
Этот маршрут, пусть и с расходами на сопровождение, гораздо предпочтительнее для тех, кто промышляет незаконной торговлей фундуком. Транспортировка орехового груза по 300-километровой дороге от Ингури до Псоу обходится в три раза дешевле, чем по любому другому маршруту во внутренних районах Грузии. Так что ореховый путь Ингури-Псоу, который называют здесь "дорогой примирения между грузинской и абхазской мафиями", приносит доход всем сторонам, и только грузинский бюджет не получает ничего.
Но, по всей видимости, все "ореховые" дела проворачиваются не без содействия со стороны правоохранительных органов. "Невозможно, чтобы трейлеры, груженные тоннами орехов, выезжали средь бела дня из Самегрело (Западная Грузия) незамеченными. Без сомнения, грузинская полиция - и рядовые сотрудники, и верхи - греют руки на этой контрабанде", - считает местный житель Гиви Коркелия.
Сезон сбора ореха традиционно начинается 10 августа и продолжается до конца сентября. Три дня провела корреспондент IWPR в Гали, наблюдая, как местные фермеры собирают урожай. Участие в этом процессе принимают все трудоспособные члены семьи. Плантации часто расположены в удаленных местах, что делает фермеров еще более незащищенными от возможных нападений.
В первые годы развития грузино-абхазского конфликта убийства фермеров были обычным явлением. И в последнее время грабители в масках средь бела дня нападают на владельцев плантаций и отнимают у них урожай, оставляя целые семьи без средств к существованию на весь последующий год.
"В прошлом году у меня унесли 4 тонны орехов, собранных за два года. Меня пытали, и я едва остался жив", - рассказывает местный житель Нодар Габисониа. По его словам, абхазские власти жалобы оставили без ответа.
Большую часть местного населения составляют грузины, поэтому Гали, в отличие от других абхазских регионов, контролируется сухумскими властями не в полной мере. Часть грузинского населения вернулась сюда насовсем, другие продолжают жить по ту сторону границы, но регулярно возвращаются на свои плантации.
Глава абхазской администрации Гали Руслан Кишмария призывает не драматизировать сложившуюся в регионе ситуацию. То же, по его мнению, происходит и в соседних районах на грузинской территории. "Неужели вы думаете, что в зугдидских селах не происходят кражи и грабежи в связи с ореховым сезоном? Да, у нас есть такие факты, но мы боремся с этим, и в нынешнем сезоне ситуация по сравнению с прошлогодней относительно стабильная. Я не собираюсь делиться с вами секретом того, как мы этого добились", - заявил Руслан Кишмария IWPR.
"Население должно помочь нам контролировать ситуацию", - говорит он. - "Они знают людей, которые их терроризируют. Не раз под маской грабителей, которых им удавалось поймать, оказывались знакомые лица... Этнические различия в этом деле не имеют значения. Главное для нас - установить в селах порядок. Люди вернулись сюда добровольно, а потому должны подчиняться абхазской администрации".
В этом году положение, действительно, несколько изменилось, но по мнению многих, прежде всего потому, что за дело взялись российские криминальные авторитеты. И хотя вымогательство продолжается, теперь, по крайней мере, оно приобрело организованный характер.
Об этом рассказывает один из местных жителей, который по понятным причинам предпочел остаться неизвестным: "В этом году из различных городов России в Гали приехали местные криминальные авторитеты, так называемые "воры в законе". Один из них собрал около 90 человек, грабивших грузинское население, и категорически запретил им делать это в будущем. А для того, чтобы местные криминальные личности не остались с пустыми руками, он утвердил своего рода налог, а также то, какой рэкетир должен контролировать тот или иной участок. Таким образом, теперь помимо налога абхазским властям нам придется платить дань бригаде рэкетиров. Тем не менее, хорошая сторона во всем этом есть - дань распределена на все население и исключает полное банкротство какой-либо одной семьи".
Жительница села Тагилони Наира Шелия тоже согласна с тем, что положение фермеров улучшилось. "В этом году мы чувствуем себя в безопасности, потому что знаем - ситуацию в регионе, в том числе и нашем селе, с расстояния в 2 500 км контролирует авторитет, живущий в Москве. Мы все на него молимся. В прошлом году мою семью грабили четыре раза. Одно дело, когда вор украдет что-нибудь и убирается восвояси, и совсем другое, когда обнаглевшие грабители пугают наших детей, пытают и унижают нас. Конечно, кражи происходят везде, но то, что сейчас происходит на территории Абхазии и, в частности, в нижней зоне Гальского района, выходит за все рамки".
Тем временем, гальцы не устают восхвалять своего нового "защитника" и говорят, что, реши он баллотироваться на пост президента Абхазии, они непременно за него проголосуют. Люди устали от насилия, продолжающегося здесь уже более десяти лет.
Опубликовано 25 августа 2003 года